«Вера и суеверия»: cвятые — это специально канонизированные церковью люди
Выпуск № 24. Сегодня мы попробуем разобраться с новым мифом о том, что святые — это специально канонизированные церковью люди. Так ли это, отец Валерий?
– Конечно же, мы знаем о святых, которые были канонизированы. Но на самом деле все христиане призваны быть святыми. Когда Апостол Павел писал свои послания христианам Римской церкви, он их называл святыми, возлюбленными Божиими.
По сути, человеческой святости не может быть. Святость — это то, что свойственно Богу. Человек только тогда становится святым, когда он приобщается к Богу. Когда отпевают христианина, то поется «со святыми упокой». Каждый христианин в каком-то смысле шествовал по пути святых людей. Но есть, конечно, собственно святые люди, которые явили особую верность Богу. Мы обычно — то туда, то сюда: каемся, пытаемся исправиться, потом опять грешим, и через исповедь пытаемся это преодолеть. Так обычно идет наша жизнь.
Святые — до конца старались быть верными Христу. И это не обязательно круг канонизированных лиц. Канонизацией только некоторых святых делают известными для всей церкви. Очень много и подвижников благочестия, тех, кто пострадал за Христа. Они вроде бы не канонизированы, но святы по факту самой жизни, верности Христу. То есть, не канонизация делает их святыми, а верность Христу.
Когда блаженная Матрона Московская еще не была канонизирована, но уже почиталась как святая, люди получали от нее помощь. Так же святой Иоанн Кронштадтский. Это ведь все 90-е, 2000-е годы, когда были канонизированы подвижники благочестия, но они уже почитались, и к ним шли как к святым. Так же Паисий Святогорец — фактически святой нашего времени, который недавно был включен в календарь. Но он уже при жизни был святым. Те, кто с ним общался, приобщались к благодати Божией.
– Что можно сказать про государя Николая II, который только после смерти стал святым? Его канонизация прошла в 2000-м году, но еще до 2000-го года, после его смерти, начали совершаться чудеса…
– Я не знаю, чтобы чудеса стали совершаться только после канонизации. Он прошел достаточно длительный путь.
– Но ведь он не был святым при жизни. Он верил в Господа, был государем, вся его семья была верующей.
– Конечно, мы знаем, что не все было гладко в плане политики, и, может быть, не всякое решение было верным. Но, я думаю, что это относится к любому руководителю — очень трудно принять правильное решение. Святые люди — не идеальные, не всегда безгрешные. Жизнь сложна.
Святой Николай II прославлен именно потому, что последние месяцы перед смертью вся его семья проживала в явном ожидании предстоящей смерти, они знали, что будут убиты — это было отражено в их дневниках, и даже в дневниках детей. При этом они продолжали харнить верность Христу, хранили благочестие своей семьи. Сейчас очень многие семьи рушатся. Они же сохранили семью, супруга до конца хранила верность императору, и дети тоже остались с ним.
Есть такой чин — страстотерпцы. Как князья Борис и Глеб, Андрей Боголюбский и некоторые другие. Пусть это даже убиение по политическим мотивам, но это смерть, принятая смиренно и кротко, в верности Христу. Пусть ты в чем-то допускал ошибки, но главное — сердечное стремление было направлено к Богу. И мы видим, что люди тоже получали помощь от них. Это святые, которые заняли свою нишу на небосводе церковной святости.
– Спасибо, отец Валерий. Дорогие друзья, мы ждем от вас новых вопросов, мифов, на которые мы с удовольствием ответим.
– Большое вам спасибо. До скорой встречи. Храни всех, Господь!