29 июня 1941 г. началась битва за Заполярье во время Великой Отечественной войны. Оленно-транспортные батальоны были сформированы в 1941 году для 14-ой армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тыс. раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.
Двадцатого ноября 1941 года ГКО постановил поставить в армию 10 тысяч ездовых оленей с соответствующим количеством каюров, нарт, инвентаря и упряжи. Уже через два дня директивой Архангельского военного округа было приказано: к 1 января 1942 года призвать из Ненецкого округа 600 каюров и поставить оленей 6000 голов, нарт 1200 штук.
Уходила на фронт целая оленная армия из семи тысяч оленей. Более чем на тысячу километров раскинулась линия Карельского фронта. На огромной по протяженности линии боевых действий в этой дикой и труднодоступной местности требовалось срочно организовать снабжение крупной войсковой группировки, производить диверсионные вылазки и обеспечить вывоз раненых. На фронт уходили лучшие молодые пастухи, кормильцы, опора тундры.
Факты:
В грузовую нарту запрягали 3 быка(ездовых оленя), в легковую – 4-5. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до 300 кг груза, в январе-феврале – не более 200 кг, а весной – лишь 100 кг.
На грузовой нарте можно было перевезти, для примера, 5000 винтовочных патронов, или 10000 автоматных.
Упряжка оленей могла утянуть полторы сотни “лимонок” или три десятка 82-мм мин, или четыре ящика 45-мм снарядов.
По оленьей дороге (ворге) аргиши за сутки способны преодолеть 35-40 километров со средней скоростью 5-6 км/час. При форсированном марше оленьи упряжки могли пройти до 80 км в сутки, но такие походы совершались лишь в исключительных случаях, животные после этого нуждались в длительном отдыхе и подкормке.
Опасной, но очень нужной для фронта была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в гористой, малодоступной местности. Некоторые ездовые олени имели по два-три “крестника” среди советских пилотов, сбитых в воздушных боях. Оленьи упряжки эвакуировали из тундры 162 самолета (это не считая вывезенных двигателей). Если прикинуть, это полноценная авиадивизия!
Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет.
Уроженец Коми республики, Кирилл Сметанин единственный боец Оленной армии, которому посчастливилось пройти в расчётах Парада Победы!
Превратив полярную ночь и бездорожье в своих союзников, оленелыжные батальоны занимались не только транспортными операциями. Они участвовали в разведке, наступлениях, крупных рейдах в тыл врага. В 1942 году аэродром гитлеровцев, расположенный в Петсамо, был разгромлен оленелыжным батальоном.
В Нарьян-Маре, Ненецкий автономный округ, есть памятник оленно-транспортным батальонам
По материалам: Газета «Нарьяна Вындер», Газета “Выбор НАО” и материалам Юрия Канева (член общества краеведов НАО)