• Музыка синего цвета

    Сколько раз бывало в истории России: наслушается в детстве дитя пения в храме, колокольных звонов – и вырастает из него прекрасный, до последней клеточки русский композитор. Так было с Глинкой, Рахманиновым, Свиридовым. Так же случилось и с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

    Рос он в хорошей дворянской семье, где любили музыку, играли на рояле, но милей всего маленькому Нике – как звали его родные – было пение монахов в древнем Тихвинском Успенском монастыре, у чудотворной иконы Богоматери Одигитрии – той, которая сама по Ладоге приплыла в XIV веке к Тихвину и прославилась бесчисленными чудесами. Синие и белые драгоценные камушки на окладе Тихвинской Богоматери, наверно, напоминали маленькому Нике блеск солнечных лучей на глади моря. О, как мечтал он о море! Смотрел из окон своего дома на тихую речку Тихвинку и думал о нём, безбрежном, полном тайн… Стать бы морским офицером, как старший брат Воин Андреевич!

     

    Выпускник Морского корпуса Николай Римский-Корсаков ещё не знает, что станет профессором Петербургской консерватории

    Мечта Николая сбылась: окончив с отличием Морской корпус в Санкт-Петербурге, он был принят на морскую службу. Теперь у него тоже был настоящий офицерский кортик. Но, кроме кортика, имелась ещё одна дорогая ему вещь, с которой Николай не разлучался, – нотная тетрадь. Туда он записывал свою музыку.

    Авторская рукопись Римского-Корсакова

    Римский-Корсаков стал первым в мире композитором, сумевшим звуками передать морские пейзажи. Разным видел он море за три года экспедиции на клипере «Алмаз» к берегам Северной Америки. Но интересно, что все произведения на морскую тему написаны в «синей» тональности – ми мажоре. У Римского-Корсакова была уникальная способность видеть музыку цветной, и каждая тональность имела для него свой цвет. Так, до мажор виделся ему белым, соль мажор – золотисто-коричневым, а фа мажор был «окрашен» в цвет весенних берёзок.

    Римского-Корсакова называют сказочником – он любил писать музыку на сказочные сюжеты: о Снегурочке и Садко, о черноокой Шехерезаде и славном царе Салтане. А для изображения таинственного подводного мира в опере «Садко» Николай Андреевич даже придумал собственную гамму, она так и называется: гамма Римского-Корсакова.

    Н. А. Римский-Коpсаков. Симфоническая картина «Садко» (1-я редакция, 1867). Погружение Садко в морскую пучину.

    Мало кто в мировой музыке умел так мастерски нарисовать звуками любую картину: и полёт шмеля, и щебет птиц в весеннем лесу, и топот скачущей на врага русской конницы, и звон сабель в бою… Послушайте симфоническую картину «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».  В фильме использованы мотивы русской фресковой живописи XIV-XVI веков.

    Елена Григорян

    Источник

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *