• Рассказ о художнике Сергее Симакове (рожденный 22 января 1949 года, г. Москва), который стал священником. Путь его – от мальчишки из коммунальной квартиры через смену мест жительства “от Москвы до самых до окраин”, через искушение знанием лучших произведений мирового искусства, через погружение в образы бездны подсознательного, через славу художника, причастного к скандальным выставкам на Малой Грузинской, до церковнослужителя, монаха одного из древнейших монастырей России. В его картинах – путь к Богу, мятущегося русского человека, Сергея Симакова, ныне иеромонаха Рафаила.

    В 1983 году Сергей Борисович покупает старый дом для летней мастерской в деревне Загайново под Угличем. В трех километрах от деревни, в лесу, в отдалении от жилья стоит церковь, которую они с женой стали посещать и помогать отцу Иоанну, проводившему службы в почти пустом храме.

    Когда-то здесь располагался монастырь Михаила Архангела в Бору, основанный не позднее XV века, искавшим тишины и уединения иноками. В смуту XVII столетия у его деревянных стен сложили головы , приняв мученическую кончину от польских интервентов, 300 мирян и 40 монахов с игуменом Михаилом. Их братская могила – рядом с храмом на старом погосте. в 1746 году монастырь был упразднен, а в 1787 году на его месте стараниями крестьян построена стоящая ныне одинокая среди лесов двухэтажная церковь.

     

    Тогда же они с Еленой Александровной крестились и обвенчались в Москве. Это событие стало переломным в жизни художника. Он становится православным живописцем, а история и святые русской церкви — главной темой его творчества. Вырабатывается и соответствующая манера письма, в которой иконная монументальность образов святых соединилась с объемным, полным света и тени окружением, мягким и лирическим русским пейзажем.

    “Святые Зосима, Савватий и Герман Соловецкие”, С.Б. Симаков, 1991 г.

     

    Его понимание изобразительного языка родственно иконописи и выросшей из ее корней русской религиозной живописи начала XX века, столь блестяще представленной творчеством М. Врубеля, В. Васнецова, М. Нестерова, П. Корина, на наследие которых опирается художник и традиции которых продолжает.

    “Год 988. Свержение Перуна”, С.Б. Симаков, 1985 г.

     

    Масштабные, сложные по символике и философии работы, объединяющие в себе разновременные события жизни святых и истории церкви, очень детальны и повествовательны как житийные иконы XVII века или поздние «иконы-парсуны» с «событиями», где вокруг главного изображения или под ним размещались сцены эпизодов, раскрывающих и поясняющих основной сюжет. Художник неоднократно заявлял, что своим творчеством он решает не только художественные, но и просветительские задачи, пытаясь рассказать нашему расцерковленному народу языком картины об истории русской церкви, подвигах ее святых, красоте православия.

    “Святые мученики бессребренники Косма и Дамиан”, С.Б. Симаков, 1987 г.

     

    Вполне логичным стало его занятие иконописанием. В 1987 году написаны иконы для церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой в Москве, из года в год создаются образа для церкви Михаила Архангела и, в меру сил, для других храмов. Можно говорить о точности соблюдения иконописных канонов, но очевидно, что в первых работах преобладает художник, а в более поздних — иконописец. И все его образы святых удивительно светлы и прозрачны как березовые перелески архангельской округи.

    “Святые мученики литовские Антоний, Иоанн и Евстафий”, С.Б. Симаков, 1989 г.

     

    В 1991 году произошло еще одно важное событие в жизни художника. Поняв, что жизнь московской художественной богемы — это путь в никуда, они с женой покинули столицу и поселились в своем доме в Загайнове. Весной 1991 года Сергей Борисович был рукоположен в священники и стал служить в церкви Михаила Архангела, неся вместе с матушкой Еленой нелегкую ношу ведения богослужений, обустройства храма и сельского крестьянского труда. Он оживил приходскую жизнь и, снискав уважение людей, расположил многих к помощи храму. Это служение стало главным делом его жизни.

    “Святой Леонтий Ростовский”, С.Б. Симаков, 1987 г.

     

    Его творчество, его картины, его имя живут самостоятельно, став широко известными на просторах нашей страны и далеко за ее пределами. Полотна художника хранятся в частных собраниях, монастырях, музеях США, Франции, ГЕрмании, Испании, Швейцарии, Румынии, СЕрбии, Боливии. Следует сказать, что за границу проданы только авторские повторения основных работ — все первые варианты — в России. Основная часть его произведений находится в Угличском историко-художественном музее.

    За последние десятилетия XX века многие тысячи людей прикоснулись к творчеству художника C. Б. Симакова, к служению отца Сергия. Главное, о чем говорят его дела, — любовь к Родине, любовь к России.

    По материалам В.И. Ерохина, заслуженного работника культуры РФ и книги “Сергей Симаков / Иеромонах Рафаил /: Альбом”. – М.: Издательство Академии Натальи Нестеровой

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *