• Источник: православие.фм

    Немного о том, чем плох опубликованный для обсуждения верующими проект документа “О благословении православных христиан на исполнение воинского долга” и почему освящать ядерные ракеты допустимо и правильно.

    3 февраля на официальном сайте Русской Православной Церкви, а также на сайтах Межсоборного присутствия, Богослов.ру и “Приходы” был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».

    Центральным местом этого документа стало предложение, а может быть даже и требование, так как было выражено оно в безапелляционной формулировке “должно быть”, перестать освящать “оружие неизбирательного действия, а также оружие массового поражения”.

    Я считаю, что данный документ нуждается в глубокой переработке и повторном обсуждении. Постараюсь в нескольких не слишком объёмных пунктах выразить несогласие с центральным предложением данного “проекта документа”, равно как и с некоторыми другими формулировками, и пояснить, в чём вижу его несоответствие многовековой практике Церкви и просто здравому смыслу.

    Во-первых, в самом начале документа приводится наставление иноку святителя Афанасия Великого, как пример того, что Церковь благословляет воинов и воинское служение. Но святой папа Афанасий жил в IV веке от Рождества Христова и неплохо было бы вспомнить о том, что Церковь не высказывалась против воинского служения и ранее этого времени.

    Так, ещё в книгах Ветхого Завета Господь лично даёт Моисею, а затем и другим вождям народа Израильского, наставления о ведении войн и благословляет занятие ими военным путём обетованной земли Палестины.

    Современник и Предтеча Спасителя, святой пророк Иоанн Креститель на вопрос воинов о том, как им спастись, также не повелевал им оставить воинское служение (а значит и связанные с ним вынужденное применение насилия и даже использование оружия).

    Напомню, как это прозвучало: “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лк.3:14). “Никого не обижайте” здесь имелось в виду – вне строя. То есть “не обижайте просто так”. И Евангелие не оставило для нас каких-либо возражений Предтече со стороны Господа Иисуса Христа…

    Наконец, уже ранние христианские авторы, начиная с апостола Павла, многие века во множестве используют метафоры воинского служения для примеров духовной борьбы со страстями и выказывания верности христианина Богу. Если бы воинское служение Церковью считалось чем-то низким или хотя бы малопочётным, никто не приводил бы таких примеров.

    Во-вторых, неподготовленный, не снаряжённый должным образом и безоружный человек воином не является и свою задачу выполнит плохо. И Церковь, благословляя войско на защиту своей земли, благословляла доспехи и оружие бойцов, их коней и снаряжение, не выделяя из него «более опасное» и «менее опасное».

    О самом факте такого благословения упоминает даже вышеназванный “проект”, отмечая что “по крайней мере с XII века в русской истории известен чин “опоясывания мечем” юного княжича в знак его готовности нести воинское служение и участвовать в обороне своих земель. Личное холодное оружие князей и воинов благословлялось Церковью как символ их статуса и готовности нести свое служение”.

    В данном случае между мечом и автоматом, пращой и ракетой нет принципиальной разницы. С развитием цивилизации оружие усложнялось и становилось всё более смертоносным, но по-прежнему делится на личное, дистанционное, тяжёлое и сверхтяжёлое. И при определённых условиях, например в ночном бою, даже личное холодное оружие может иметь “неизбирательное действие”. Ткнув в темноте в предполагаемого противника разве нельзя попасть в мирного жителя?

    А дистанционное оружие? Ни для кого не секрет, что сегодня существуют такие понятия как “беспокоящий огонь”. Когда очередь из автомата даётся в определённом направлении просто для того, чтобы враг не расслаблялся и тратил силы на содержание наблюдателей и секретов. Разве не может эта очередь прийтись в мирных жителей? По логике составителей документа автомат становится таким образом “оружием неизбирательного действия” и благословению не подлежит.

    А как быть с историей? Ведь Церковь благословила на защиту Отечества Красную армию в дни Великой Отечественной войны. С её “Катюшами”, бомбардировщиками, тяжёлой артиллерией и т.п. Как быть с благословением прежними священниками прежних военачальников и их армий, в которых были пращи и луки, катапульты, стреломёты и требушеты?

    Где логика, наконец? Как благословить самого воина, не благословляя его оружия? А без благословения воин-христианин пользуясь всем современным оружием, согрешает? Получается так? И чтобы сохранить благословение Церкви на себе он должен от предлагаемого оружия отказаться? Насколько же эффективно с палкой будет защищаться от вражеских ракет? Это как благословить строителя возводить дом, запретив ему использовать доски и кирпичи…

    В-третьих, в “проекте” априорно утверждается, что освящение оружия массового поражения и оружия неизбирательного действия “не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий”.

    А почему, собственно, не соответствует? В многовековой традиции Православной Церкви совершались освящения военных кораблей. В том числе византийских огнемётных дромонов, русских многопушечных линкоров, бомбардирских судов. Также много веков освящалась артиллерия. Затем, в начале Первой Мировой войны освящались первые русские бомбардировщики “Илья Муромец”. В ходе Великой Отечественной освящались танки и самолёты. Что это, как не многовековая традиция?

    В то же время, как уже говорилось выше, всё это оружие при определённых условиях может стать «оружием неизбирательного действия», как и личное оружие современных бойцов. Но из этого не следует, что бойца на защите Родины следует оставить только с освящённым знаменем в руках и барабаном на шее.

    В заключение хочется сказать, что составители этого “проекта документа” забывают главное. Почему именно Церковь благословляет воинов и воинское служение! К сожалению, после грехопадения человеческая природа расстроилась и стала «удобопреклонной ко злу». И восстановить её может только Сам Господь, синергически, при горячем желании со стороны самого человека.

    Многие люди в силу своего свободного волевого выбора такого желания не испытывают и живут отнюдь не евангельскими идеалами. Они рады поживиться за счёт труда другого человека и учинить насилие над его женой и детьми…

    Чтобы этого не происходило в масштабах государств, ради ограничения зла в мире, и нужна армия. Армия, вооружённая современным оружием и благословлённая Церковью отстоять свою Родину. Не нападать на кого-либо, а именно отстаивать свою страну. Но с применением всех самых современных средств обороны. В том числе, например, и ядерных ракет.

    На вооружении России ядерное оружие стоит много десятилетий. И пока оно не было применено против жителей ни одной страны мира. Но именно его наличие и сама готовность к его применению уже несколько раз спасали мир от очередной мировой войны.

    Составителями “проекта”, по моему мнению, была неверно выбрана его исходная посылка. Важно не то, с каким именно оружием Церковь благословляет воина: с арбалетом, автоматом или бластером. Важно, на какое применение этого оружия Церковь воина благословляет. Если благословляется строго оборона, защита Отечества и всех живущих в нём людей, здесь ничто не противоречит традиции Церкви.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *