Имя Дмитрия Ивановича Менделеева знакомо каждому. Периодическая таблица химических элементов помещена во все учебники химии. Правда, на Западе не говорят, кто ее автор, и пишут просто «периодическая система». Так же, как не любят вспоминать, что русские инженеры положили начало радиовещанию (А.С. Попов), телевидению ( В. К. Зворыкин), вертолетостроению (И.И. Сикорский). Однако достаточно критики в сторону других стран. Знают ли россияне биографии своих прославленных соотечественников? А между тем, жизнеописания многих известных людей весьма поучительны и наталкивают нас на неожиданные размышления.
Источник: журнал “Тобольский просветитель”
Ученый с мировым именем
Д.И, Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783-1847), занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Он был семнадцатым ребенком в семье, и неудивительно, что его работы по демографической ситуации в России столь оптимистичны. К середине XXI века, по его прогнозам, будет 800 млн, человек, И это за счет внутреннего прироста населения, а не миграции.
Успехи Менделеева в первые годы учебы в главном Санкт-Петербургском педагогическом институте были не блестящие; после первого курса его оставили на второй год. И только после третьего курса интерес к учебе стал возрастать так, что университет он окончил с золотой медалью в 1855 году. Уже на следующий год защитил магистерскую диссертацию и стал приват-доцентом в альма-матер. В 1859-1861 годам Менделеев отправляется на зарубежную стажировку в Гейдельбергский университет, В лаборатории Кирхгофа открывает точку абсолютного кипения жидкости, известную под названием критическая температура. В этом же году в полемике с С, Канниццаро у него рождается идея периодического закона. Возвратившись в Россию, он пишет учебник «Органическая химия», удостоенный Российской Академией наук Демидовской премии. В 1864 году Менделеев избран профессором химии Петербургского технологического института и на следующий год пишет докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой», послужившей основанием для легенды о том, что Менделеев якобы изобрел прусскую водную.
Классический труд «Основы химии», который он писал для студентов Петербургского университета в 18fi9 году, имел в своей основе таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». Трудно поверить, что эта таблица, как говорят, приснилась ему, ибо Менделеев много лет вынашивал ее проект. После того, как предсказанные Менделеевым «экаалюмнннй» (галлий), «экабор» (скандий) и «зэкасилнций» (германий) были открыты соответственно в 1875, 1879 и 1886 годах, периодический закон стал получать признание.
В какой бы области ни трудился ДГИ. Менделеев, его фантастическая работоспособность, целеустремленность и усердие позволяли ему достигать выдающихся результатов. Полное собрание сочинений Менделеева включает полторы тысячи трудов. Русского ученого избрали почетным академиком более 90 академий, научных обществ и университетов мира.
Область научных интересов Дмитрия Ивановича впечатляет разнообразием. Это периодический закон, педагогика, просвещение, органическая химия, учение о предельных формах соединений, растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленност:, физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера, эталоны, вопросы метрологии, химия твердого тела, технология твердого топлива и стекла, биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство н многие другие отрасли науки.
Борьба со спиритизмом
Какого же было отношение Менделеева к Православию и духовным вопросам жизни? Дед Дмитрия Ивановича Павел Максимович Соколов – был православным священником. Родился Менделеев в просвещенной православной семье. Доктор химических наук, директор музея Д.И. Менделеева при Санкт-Петербургском университете Игорь Дмитриев пишет, что ученый прекрасно был знаком с настоятелем храма Петербургского университета, состоял с ним в хороших отношениях, временами исповедовался и причащался. Но, как замечает директор музея, он был «ленивым христианином» как, к сожалению, многие из интеллигенции, потерявшие к тому времени связь с Богом.
И все же важно отметить честную гражданскую позицию Менделеева как подлинного ученого, гражданина России и православного человека в деле противодействия вызыванию духов умерших – спиритизму, захлестнувшему тогда Америку, Западную Европу и вызвавшему живой интерес в русском обществе. Среди увлекшихся спиритизмом были даже известные А.М, Бутлеров, зоолог М.П. Вагнер, публицист А,Н. Аксаков.
6 мая 1875 года в Русском физическом обществе было принято решение о создании комиссии по проверке всех явлений, сопровождающих спиритические сеансы, 7-8 мая прошли первые заседания. После этого деятельность комиссии прервалась до осени. С зимы 1876 года к работе комиссии присоединился Менделеев, Благодаря известным ученым были разоблачены многие спириты. Исследователи констатировали в их действиях наличие специальных приемов, вводящих в заблуждение, и психологических факторов для управления сознанием обывателей. На итоговом заседании Дмитрий Иванович предостерег присутствующих журналистов от легкомысленного, однобокого и неправильного толкования роли в влияния этого суеверия. Противодействие спиритизму в это же время прозвучало в статьях Н. Лескова и Ф. Достоевского.
Сам Менделеев поместил в прессе две статьи против спиритизма. Второй материал был ответом на анонимное письмо в его адрес от «Матери семейства», обвинявшей ученого в «грубом материализме».
Менделеев писал: «Готов служить гак или иначе средством для того, чтобы было меньше грубых материалистов и ханжей, а больше было бы людей, истинно понимающих, что между наукой и нравственными началами существует исконное единство».
Говоря иными словами, спиритизм этим началам никак не отвечает и является лженаукой и суеверием. Впоследствии, в 1671 году, вышла книга Менделеева «Материалы для суждения о спиритизме» в типографии товарищества «Общественная польза». В книге опубликованы протоколы собраний физического общества при императорском университете для оценки медиумических явлений. Автор в издании называет семь гипотез для объяснения необычных звуков и перемещений во время спиритических сеансов. И только одна из гипотез выводится из учения спиритов о существовании душ умерших, воздействующих на медиума во время сеансов. Но эту гипотезу он не рассматривает подробно, потому что шесть предыдущих вполне объясняют спиритический сеанс материалистическими причинами, в том числе и умышленным обманом, неспособностью медиумов сработать, когда их сеанс фиксируется на специальное оборудование.
Плоды спиритизма
Вторая половина XIX века характеризуется массовым отходом образованной части российского общества от Православия. Материализм и атеизм интеллигенции становятся вполне обычными явлениями. Но душа человека не может жить в духовном вакууме и довольствоваться только эмпирическим пластом бытия. Она жаждет и ищет метафизики. И если не обретает ее в подлинной религии, охотно следует за духовными суррогатами, в том числе и оккультизмом, который открывает глаза неверующим людям на существование неведомого духовного мира. Так писал протоиерей Григорий Дьяченко в апологетической работе 1900 года «Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию духовного мира».
По плодам их узнаете их, говорит Христос (Мф, 7;16), И плоды жизни спиритов ясно это показывают. Среди них множество самоубийц, семьи их часто распадаются. Среди тех, кто обращался к подобным услугам, количество психических расстройств и необъяснимых самоубийств так же велико, как и среди самих медиумов. Так писал бывший главный спирит Санкт-Петербурга В.П. Быков в книге «Тихие приюты для отдыха страдающей души», который раскаялся в увлечениях медиумизмом перед известным подвижником благочестия Нектарием Оптинским (1928).
Смеем предположить, что последующие события жизни Менделеева подтверждают этот тезис. Через три года после написания книги против медиумизма он страстно влюбился в молодую художницу Анну Ивановну Попову, бросил семью с тремя детьми и женился на ней. К сожалению, разводы среди интеллигенции к тому времени стали обычным явлением. Разводиться, кроме причины супружеской измены со стороны второй половины, для христианина грех (Мф. 19;9). Следовательно, разводы – это следствие ослабления напряженности духовной жизни и потери веры. А исконный враг рода человеческого и по злопамятству, и по готовности вредить своим противникам может предоставить тем, кто вверился ему, удобные причины, в том числе -«внезапно вспыхнувшую любовь»…
Этими рассуждениями не хотелось бы омрачать светлой памяти выдающегося ученого, подлинного гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева, Но, взирая на ошибки, которые случаются со всеми людьми, постараемся не терять веры и вести церковную жизнь, потому что нашими ошибками легко может воспользоваться враг нашего спасения.
Автор: Диакон Димитрий Майоров,
преподаватель Тюменского духовного училища
Источник: журнал “Тобольский просветитель”