Женщина:
– Благословите на подвиг паломничества.
– Очень, – говорю, – хорошее дело, а куда паломничаете?..
– Да по святыням русским разным, вот туда поехала, туда… Надо же подвиг ради Господа нести, что-то Ему от себя принести…
Я, воодушевленно:
– Это очень хорошая мысль, только я вам помогу этот подвиг сделать еще лучше…
– Ох, и спаси ж вас, Господи, батюшка! А как?
– А вот, – говорю, – у нас есть девушка незрячая. Возьмите ее с собой в паломничество. Ей одной сложно, а вы будете ее сопровождать…
– Э-э… Я и сама-то ничего не знаю, ничего не умею… – и бочком, бочком от меня…
Этот пример очень симптоматичен. Постоянно встречаешься с подобной позицией. Много и увлеченно люди рассказывают о том, что вычитывают «монашеские» правила, строго постятся, а когда я предлагаю какое-то реальное послушание (совсем небольшое и посильное), сразу переводят разговор, придумывают аргументы чтобы отказаться.
Вот и думаешь: чего мы ищем в этих своих «подвигах» – Божьего или своего? Если паломничество предпринимается не ради подвига, а ради экскурсии (тоже неплохое дело, но совершенно иное, нежели подлинное паломничество), почему честно не назвать это туризмом?..