И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка – иной субстант,
где не губами, а устами…
Руками ешьте даже суп,
но с музыкой – беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.
Андрей Вознесенский. Не отрекусь. Избранная лирика. Минск, 1996.
В 2012 году в Мариинском состоялась премьера новой постановки “Бориса Годунова” авторства знаменитого британского режиссера Грэма Вика.
“Постановщик заменил двор Новодевичьего монастыря в начале пьесы на зал заседаний Государственной Думы, пыльный и облезлый, с валяющимся гербом СССР. Народ, который в конце безмолвствует, состоит из строителей в касках, женщин с клетчатыми сумками, девиц в лосинах, а охраняет его ОМОН в милицейских фуражках, который периодически заставляет всех бухаться на колени и выражать благоговение перед царем.
Во второй части оперы думский зал преобразуется во внутренности богато украшенного храма, в котором царь в дорогом итальянском костюме надевает на голову шапку Мономаха и разбрасывает народу купюры. Монах пишет летопись на ноутбуке, корчма на литовской границе оказывается самым настоящим стриптиз-клубом, а юродивый – хиппи с косяком и банкой алкогольного коктейля…”
Знаю, моё предложение, даже если будет услышано, не возымеет никакого действия ни на мастеров культуры, ни на самого министра, даже если эти люди “где-то глубоко в душе” будут согласны. Ведь сейчас любые, самые разумные ограничения, принято именовать цензурой.
Однако, что в цензуре плохого – не понимаю. Ограничения (в виде законов и других запретительных мер) накладываются там и тогда, где и когда люди не в состоянии ограничить себя сами. Просто по своей воспитанности. Но раз в человеческом обществе еще есть люди дурно воспитанные, не способные уважать других, то ограничить их следует законодательно. Причем с наказанием за. Иначе будут нарушать. А что делать?! Таковы правила человеческого общежития.
Культура не есть свобода самовыражения. Самовыражайся у себя дома перед зеркалом, но на сцену-то зачем прешься! Любите искусство в себе, а не себя в искусстве, – помните завет великого Станиславского? Забыли, видать…
Каково же моё предложение к Министерству культуры Российской Федерации? Очень простое. Составить перечень классических прои.зведений, постановка которых на сцене и в кино в ином, нежели классическое, прочтении не допускается. Исключение из этого правила возможно лишь в случае, если автор произведения разрешил это в своем завещании или иных прижизненных свидетельствах сего факта. Что вряд ли, конечно, бывало, но указать нелишне, для порядку.
Русское классическое искусство есть народное достояние… Берем выше – мировое! Но ежели так, то задача наша – обратиться не только в Министерство культуры РФ, но и в ЮНЕСКО. Запрещено ведь архитектурные памятники перекраивать-перестраивать! Почему не запрещено извращать шедевры сценического искусства?
Хотите нового “Бориса Годунова”? Пишите своё либретто, и не на стихи Пушкина – на свои собственные (на свои собственные, чтоб вас черт подрал!), пишите свою музыку – Мусоргского к своим фантазиям не приплетайте, он ни при чем, его вдохновлял Пушкин, а не ваши нетрадиционные видения. Заголовок… Заголовок можете оставить, пользуйтесь. Если захотите…
Римма Грачева, 27 мая 2012 г.
Сайт журнала “Однако”