• Валерий Владимирович Гассан – староста Благовещенского собора и руководитель строительства Духовно-просветительского центра в г. Арсеньеве. Рассказывая о людях Церкви, журналист часто подвергается соблазну «залакировать» всё плохое в жизни своих героев.

    Но делать этого всё же никак нельзя. По меткому выражению преподобного Ефрема Сирина, «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». Люди Церкви – это обычные люди, которые точно так же заблуждаются и совершают ошибки, как и все остальные. Наша цель – не написать жития современных святых, а на примере реальных жизненных судеб показать, как Божественный Промысел действует в жизни каждого человека, стремящегося к Свету.
    Краткая биографическая справка: Валерий Владимирович Гассан родился в г. Арсеньеве 26 июня 1957 году. После окончания школы в 1974 году поступил в Харьковский авиационный институт. В 1975 году работал на заводе «Прогресс» фрезеровщиком, потом поступил в Политехнический институт во Владивостоке и закончил его. После службы в армии много занимался общественной и партийной работой, коммерческой деятельностью. В настоящее время — староста кафедрального Благовещенского собора и генеральный директор АНО АСЦ «Восток», занимающегося строительством Духовно-просветительского центра с епархиальным управлением и женским монастырём.

    Из технарей – в гуманитарии

    — Начнем с традиционного вопроса: как Вы пришли к Богу?
    — Мои мама и бабушка были верующими. Крестили меня во младенчестве, где-то в Курской области. Времена были тяжелые, храмов практически не было, но моя бабушка старалась молиться – этот факт я хорошо помню.
    В своё время я работал помощником главы администрации города Арсеньева, и мне пришлось организовывать встречу архиепископа Приморского и Владивостокского Вениамина с главой нашего города. После встречи с владыкой Вениамином я и начал приближаться к Церкви. Было мне тогда 50 лет. Конечно, в таком солидном возрасте менять мировоззрение очень тяжело. Но у меня было желание приблизиться к правде, и именно оно заставило меня полностью изменить свою жизнь.
    Первые три месяца, когда я только начинал ходить в храм и посещать богослужения, мне было очень плохо: тошнота, головокружения, какое-то беспокойство, желание выйти из храма, куда-нибудь уйти и тому подобное. Я подошел к тогдашнему настоятеля Благовещенского собора протоиерею Николаю Хоменко и рассказал ему о своей беде. Батюшка ответил: «Ничего, это не во смерть, ходи, ходи». В конце концов, желание войти в Церковь всё-таки пересилило недомогание, и я не ушёл. Позже я понял, что это враг рода человеческого пытался отвратить меня от Бога, от храма.
    Благовещенский собор тогда только-только построили. Будучи человеком невоцерковленным, я многого не знал, не знал, как себя правильно вести в храме. Со временем, года через два после того, как я пришёл к Богу, стало появляться всё больше и больше вопросов. Я хотел понять, что такое вера, что такое Церковь, Кто такой Бог. Поэтому возникла идея получить богословское образование. Вначале я пробовал поступить в ДВФУ на кафедру теологии, но не сложилось.
    Расстроенный, я начал искать в Интернете, куда же ещё можно поступить, и наткнулся на сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (сокращенно – ПСТГУ). Там как раз был прием на дистанционное обучение. Экзамены (также дистанционные) должны были состояться на следующий день, поэтому за ночь я прочитал методичку для поступающих, и утром, где-то в 6 часов утра, сел их сдавать. Сдал экзамены и ушел на работу. В обед заглянул на сайт и увидел, что я успешно сдал экзамены и зачислен на факультет теологии.
    Учиться в Свято-Тихоновском было очень сложно. Прежде всего потому, что до этого я был больше связан с точными науками, а не с гуманитарными. Тем не менее, я закончил бакалавриат ПСТГУ со званием эксперта в области теологии. Хотелось бы особо отметить, что я очень благодарен своим преподавателям и университету в целом за полученные знания.
     

    Церковный староста

    — Не всякий человек, приходящий к Богу, стремится служить в Церкви. Как Вы приняли такое решение?
    — Всё произошло само собой. Примерно через полгода после моего прихода в храм меня начали привлекать к работе в храме: я помогал в соборе, по благословению отца Николая ездил по школам с лекциями. Когда в 2011 году была образована Арсеньевская епархия, совершенно неожиданно для себя самого народным голосованием я был избран старостой собора. Так я тружусь в этой должности и по сей день.
    Когда я спрашивал Владыку о том, что входит в мои обязанности, он ответил: «Всё». Когда я начинал здесь работать, собор нуждался в ремонте, было много проблем с электро- и теплоснабжением, с водоотведением. Все эти вопросы необходимо было решать. Также я вёл занятия по догматике для прихожан, проводил огласительные беседы для желающих креститься, организовывал Крестные ходы, решал вопросы по взаимоотношениям Церкви и местной власти в Арсеньеве, а также в Яковлевском и Анучинском районах. Затем Владыка назначил меня генеральным директором АНО АСЦ «Восток», ответственным за строительство Духовно-просветительского центра.
    — До создания Арсеньевской епархии Вы 5 лет ходили в Благовещенский собор, занимались здесь различной общественной деятельностью. Поэтому Вы имеете уникальную возможность сравнить духовную жизнь до и после образования епархии. На Ваш взгляд, как создание Арсеньевской епархии повлияло на духовную жизнь северо-востока Приморского края в целом и Арсеньева в частности?
    — Конечно, с организацией епархии число проводимых мероприятий увеличилось в разы. Церковь стала больше участвовать в общественной жизни города и края, старается принимать участие в мероприятиях по самым разным направлениям: социальному, культурно-просветительскому, образовательному. Просто масштабы совсем другие. Конечно, тут я не могу не отметить, что во многом эти изменения – заслуга лично нашего Владыки. Это замечательный человек, которого я искренне уважаю. Также надо сказать, что стало гораздо больше людей ходить в храм, чем раньше. Особенно это заметно по праздникам. На мой взгляд, этому способствовала работа епархиального отдела образования: в свое время они много здесь поработали в этом плане.

    Об общении с сектантами, недостойных священниках и преподавании ОПК

    — У нас в городе много сектантов. Приходилось ли Вам общаться с ими?
    — Да, приходилось общаться, я старался не спорить с ними и ничего им не доказывать. Выслушивал, жалел этих людей, которых преследующие корыстные интересы люди вовлекли в эти путы сект и увели от действительной православной веры. Сектант – это выделенный человек, это отделенный человек, это человек, который пытается какую-то «отсебятину» внести в православное учение. Например, есть секты, которые выдергивают из священных книг то, что им нужно, и с помощью этого «дурят» людям голову. А вся правда находится в полноте только в Церкви.
    — Церковь очень часто обвиняют в стяжательстве, этот аргумент даже получил своё собственное название – «попы на мерседесах». Многие люди говорят, что недостойное поведение священников – причина их отторжения от Церкви. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
    — Священники – это люди, которые наделены благодатью священства. Но и среди священников бывают люди разные. Им дано право окормлять прихожан, через них Бог посылает благодать Святого Духа. Действительно, среди священства попадаются люди, которые используют свое положение в корыстных целях или еще каким-то образом, но это единичные случаи. В основном, когда рассказывают о стяжательстве священства или о других его недостатках, то преследуют какие-то определённые цели: политические, или антирелигиозные, и тому подобное. А личные качества самого человека на благодать не влияют. Можно сказать, что Таинства совершаются вне зависимости от того, какой священник. Вот моя позиция в этом плане.
    — 25 июня в Арсеньеве прошел единый выпускной вечер. Что Вы хотели бы сказать нынешним выпускникам с высоты прожитых лет?
    — Чем быстрее молодежь начнет задумываться о смысле жизни, о месте человека в этом мире, тем лучше будет для неё самой. И Церковь может в этом помочь. В то же время надо отметить, что Церковь никого не загоняет в свои ряды: человек приходит сюда самостоятельно.
    — Вы утверждаете, что Церковь никого не загоняет в свои ряды. В то же время Церковь нередко обвиняют в том, что она занимается пропагандой в рамках преподавания ОПК (Основы православной культуры). Что Вы думаете по этому поводу?
    — Пропагандой в современном смысле этого слова (как правило негативном) мы не занимаемся. По просьбе людей или каких-то организаций мы ведём разъяснительную работу, пытаемся объяснить свою позицию, свое мировоззрение, понимание процессов, происходящих вокруг. У людей появляется всё больше и больше интереса к вере православной, ко всему лучшему, потому что всё равно: где Церковь, там правда. И мы стараемся удовлетворить этот интерес.
    – В чем смысл жизни?
    – Если говорить о моей жизни в целом, то надо сказать, что жизнь была сложная, неоднозначная. Всё в жизни как-то не так. Хотелось как-то лучше жить, найти смысл в жизни, что-то делать, какую-то пользу приносить, а не получалось. Когда пришел в Церковь, я четко осознал, почему так, а не по-другому, я понял, почему у меня жизнь сложилась именно так. Ответы на эти вопросы можно найти только в Церкви. Здесь становится понятно, какой был Промысел Божий о тебе и как ты должен пронести Крест, данный тебе при рождении. Понимание этого — это и есть смысл человеческого бытия. И Крест этот заключается в служении людям.
    В свое время Владыка возил меня к старцу из Троице-Сергиевой Лавры – архимандриту Науму (Байбородину). Я задал ему вопрос: «Батюшка, как жить? Что мне делать, чтобы быть полезным?» А он мне ответил: «Учи людей, строй, корми людей». Я говорю: «Чему я их буду учить, если сам ничего не умею?» Он говорит: «Как ничего не умеешь? Учи людей вере православной, учи людей строить, учи людей машины водить». Я тогда так и не понял, о чем он говорил, а когда сюда приехал, у нас началось строительство Духовно-просветительского центра. Ко мне начали многие обращаться с просьбой научить водить машину, я вел занятия с прихожанами, с желающими креститься. Так старец помог мне осознать своё место в жизни.
    — В чем вы видите возможность служения для православного мирянина? Люди часто задаются вопросом: «Чем я могу помочь? Что мне делать?»
    — Здесь ответ может быть только один: жить по закону Божьему.
    — Как бы Вы сейчас ответили на вопрос: «В чем смысл жизни?»
    — Смысл жизни — достойно пронести свой Крест от начала и до конца. Крест, который тебе вручают при рождении и который ты должен с достоинством пронести по жизни.
    Беседовала Екатерина Придворова

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *