Как-то я открыл книгу с житиями русских святых и мне на глаза случайно попалось житие преподобного Иоасафа Кубенского. Я начал читать и не мог оторваться – настолько поразительная история! Хотя внешне, казалось бы ничего поразительного, никаких занимательных фактов. Все величие этой истории, этого жития именно в простоте, в великой простоте.
Князь Андрей Димитриевич Заозерский был сыном Димитрия Васильевича, потомка Ярославских князей. Отец Димитрия Васильевича, дед нашего героя, Василий Васильевич был современником и сподвижником Димитрия Донского на Куликовской битве. У него было пятеро сыновей. Один из них, Димитрий Васильевич, получил во владение земли на северном берегу Кубенского озера – на территории современной Вологодской области. Он и жена его, княгиня Мария также нажили большое семейство. Жили они удивительно. Это было по княжеским меркам бедное семейство. У них не было роскошных палат, больших владений как у Московских князей. Насколько это семейство было бедным материально, настолько же богато духовно. Удивительно благочестивая семья. У них не было каких-либо интриг, погони за земной славой, богатством. Они жили в глуши, просто и благочестиво. Все излишки от своих более чем скромных доходов употребляли на развитие окрестных храмов и монастырей.
Одним из них был Спасо-Каменный монастырь на крохотном островке на Кубенском озере, в котором и прославился потом их младший сын. В грозную годину татарского нашествия положил свою жизнь, защищая Отечество, князь Димитрий Васильевич. Княгиня Мария ненадолго пережила мужа, едва успев устроить жизнь всех своих детей. Оставался лишь последний, совсем молодой, самый любимый сын девятнадцатилетний Андрей. Его она поручает на воспитание игумену Спасо-Каменного монастыря. Много еще горя-злосчастья повидали на своем веку дети Димитрия Васильевича и Марии. Видя всю тленность и непостоянство мирской жизни, молодой двадцатилетний князь Андрей просит игумена постричь его в иноки. Совершается постриг с именем Иоасафа – в честь Индийского царевича, оставившего царство земное ради Царствия Небесного. И с этого времени начинается последний этап жизни князя, самый короткий, но такой выдающийся в духовном отношении, что не каждый старец достигнет такого совершенства, какого достиг инок Иоасаф к 25 годам – моменту своего преставления.
Житие преподобного Иоасафа не указывает даже ни одного искушения на этом пути, сравнивая его с Серафимами и Херувимами. Годы его иночества – это полная святость. В последний год он даже пищу вкушал раз в неделю – после причастия. На вершине своего духовного подвига преподобный Иоасаф сподобился явления Господа Иисуса Христа, предсказавшего ему необыкновенный духовный расцвет Спасо-Каменной обители. Достигнув такого совершенства, он быстро вошел “в возраст зрела мужа” и преставился в возрасте 25 лет.
Еще до прославления преподобного, уже при его погребении у гроба стали совершаться чудеса. Летописи зафиксировали многочисленные исцеления. Традиция почитания преподобного Иоасафа, нежной и горячей любви к этому угоднику Божьему длится вот уже шестую сотню лет! Не только при жизни, но и после смерти князя, продолжались страдания теперь уже его чудотворных мощей. Так, они сильно пострадали во время мощного пожара в обители. Однако с любовью были помещены в новую раку. Во времена коммунистических гонений были спрятаны благочестивыми людьми и не пострадали.
Вокруг образа князя-инока Иоасафа, его благочестивых родителей (тоже канонизированных церковью как благоверные князь и княгиня) всегда была атмосфера какой-то необыкновенной душевной чистоты, благочестия и святости. Многие люди, соприкоснувшись с его образом, и сами словно преображаются под его воздействием, становятся чище! Сама местность вокруг Кубенского озера словно излучает какую-то святость, свет. Этот свет чувствовали и сами излучали гении вологодской земли Николай Рубцов и Валерий Гаврилин, и живущий сегодня писатель Василий Белов. Все творчество этих людей, преображенное под воздействием образа преподобного Иоасафа, и сегодня греет наши больные души. Вот так способна одна личность, даже мало кому известная, преображать окружающий мир. Поистине, спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи!