Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого
Исторически Россия овладела огромными территориями, что обычно связывают с политическими, военными и экономическими обстоятельствами. Менее известна в этом отношении роль православия и Русской церкви. Однако воины, промышленники и лихие казаки были не единственными первопроходцами бескрайних пространств: до края земли шли и православные миссионеры, неся с собою свет Христовой веры, а заодно грамотность и медицину…
По заветам князя Владимира
«Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла», писал в XI веке святитель Иларион Киевский в «Слове о законе и благодати».
Со времён великого князя Владимира, когда сложилось централизованное христианское государство со столицей в Киеве, Русь расширялась, охватывая всё новые земли и народы. Конечно, было и татаро-монгольское иго, и другие тяжёлые события, однако, к концу XVI века из сравнительно небольшого древнерусского государства выросло огромное Московское царство, подчинившее Поволжье, Урал и часть Сибири.
Этот процесс был связан с возраставшей военно-политической и экономической мощью Руси. Князья, цари, церковные иерархи и святые, следуя библейскому пониманию, видели в обширности земли великое Божье благословение, знак особой милости, из чего проистекала огромная ответственность за хранение православия и устроение родной земли. Русь была призвана беречь и распространять православную веру, делиться ею с другими народами, включая их в единое цивилизационное пространство.
Неудивительно, что укрепление Руси как на старых, так и на новых землях происходило во многом благодаря Церкви. Один лишь преподобный Сергий Радонежский и его ученики основали около пятидесяти обителей, среди которых знаменитые Троице-Сергиева Лавра и Саввино-Сторожевский монастырь. На Севере в XII‒XV веках возникли Михаило-Архангельский, Ферапонтов, Николаевский Корельский, Соловецкий и другие монастыри, вокруг которых появлялись города и селения. Развивалось земледелие и дорожная сеть, экономические связи. И всё это ‒ в прямой связи с монастырской колонизацией и православной миссией.
В XIV веке ярчайшим образцом миссионерского служения был святитель Стефан Пермский. Не с огнём и мечом, а с мирной проповедью пришёл он к народам зярян (нынешние коми) и пермяков. Несмотря на постоянные угрозы, остался среди них, создал христианские общины, разработал пермскую письменность. Повторив подвиги апостолов, он дал классический пример истинного миссионерства, основанного на любви к ближним и служении им, на глубоком уважении к народам, а не на господстве над ними. Незадолго до кончины Стефан молился Богу: «Взгляни на людей этих новокрещёных, которые мною, недостойным, приведены к вере. И очисти им души и тела Своею благодатью!».
Такую же любовь к иным народам проявили преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. В 1518 году Феодорит прибыл на небольшом корабле в Кольский залив и начал многолетнюю проповедническую деятельность среди лопарей (нынешние саамы). Воспитанник Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, он прошёл великий искус, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу», а также, изучая местные язык и обычаи. Впоследствии подвижник скажет: «Тот народ лопарей – люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи». Благодаря блаженному Феодориту был составлен алфавит лопарского языка, и появились богослужебные книги на нём. Как вспоминал об этом голландский купец Симон ван Салинген, знавший святого, Феодорит «осмелился составить письменность для языка, на котором никогда ни один человек не писал».
Сподвижник Феодорита – святой Трифон основал Печенгский монастырь, в котором монахи были в основном из числа саамов – тех самых, которые когда-то, по слову летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него».
Со времён древней Руси православные проповедники, подобно апостолам, шли «до края земли» (Деян. 1:8), проповедуя, по словам церковного песнопения, «в последних концех северныя страны». Там, где они появлялись, возникали новые монастыри, населённые пункты, зарождалась национальная письменность. Новые народы вступали в духовные узы с православной Русью, обретали защиту русского царя. И это было лишь началом.
На восток!
При Иване IV Грозном Московское царство начало беспрецедентное расширение на восток. В 1552 году была взята Казань, и молодой государь решил поставить в городе православного епископа. Выбор пал на Гурия – будущего святителя Гурия Казанского. Царь повелел ему: «Поучай своё духовенство, чтобы они жили так, как требует православная вера, по заповедям Божиим. А иноверцев приводи ко крещению не страхом, а добром, избегая всякого принуждения и угроз».
В Казани был основан Спасо-Преображенский монастырь и другие обители. При них возникли школы, в которых учились дети как христиан, так и иноверцев. Святитель Гурий не разделял людей на «своих» и «чужих»: и христиане, и мусульмане, и язычники находили у него понимание и поддержку. Как сказано в житии, он «жил богоугодно, нищих кормя и неимущим во всех нуждах помогая».
После походов Ермака в 1581–1585 гг. Московское царство преодолело Уральский хребет, подчинив себе часть Сибири. Любопытно, что великий русский историк и картограф Семён Ремезов (род. в 1642 г.) в труде «История Сибири» считает движение на восток следствием выбора, сделанного некогда князем Владимиром, развитием исторической миссии Руси по проповеди православия. По словам Ремезова, «Всевидящий Бог наш христианский, Творец всего сущего, издавна своею волею предначертал возгласить евангельское учение (…) во все концы Сибири до края вселенной». Как бы подтверждая мысли Ремезова, священномученик Иоанн Восторгов во Владивостоке в 1909 году говорил о великом христианском смысле выхода России к берегам Великого (Тихого) океана. Он призывал «возвратиться к смыслу наших предков: мы идём к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идём с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа». Это стремление актуализировать древнюю идею христианской империи ярко проявилось в названиях Босфор Восточный и Золотой Рог, которые граф Николай Муравьёв-Амурский закрепил в топонимике Дальнего Востока.
Пределом движения на восток, как известно, стали Аляска и Калифорния. Для описания этого великого процесса понадобятся многие книги, приведём лишь некоторые примеры. В 1794 году несколько валаамских монахов прибыли на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало православной духовной миссии в Америке. Среди иноков был будущий преподобный Герман Аляскинский. Он писал об Аляске: «Любезному нашему Отечеству Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей». О себе же святой сказал: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька». Верные традициям святых апостолов и древнерусских подвижников, православные миссионеры в Америке стали бескорыстными просветителями и служителями местных народов. Они занимались духовным просвещением, помогали алеутам и индейцам в житейских нуждах, лечили их и защищали от притеснений со стороны недобросовестных русских промышленников и чиновников. Стараниями святителя Иннокентия (Вениаминова) возникла алеутская грамота, на язык коренных жителей Америки переводились молитвы и христианская литература.
В ряде случаев православные миссионеры в прямом смысле слова содействовали расширению России. Святитель Гурий Таврический, который был начальником православной духовной миссии в Китае, во время осады Пекина англо-французскими войсками в 1860 году сделал многое для примирения враждующих сторон. Ведя праведную жизнь и владея большим дипломатическим талантом, он пользовался огромным авторитетом у китайцев. Благодаря ему в 1860 году был заключён Пекинский договор, по которому в состав России вошли земли на левом берегу Амура, включая нынешнее Приморье.
Деятельность другого великого алтайского миссионера протоиерея Михаила Чевалкова способствовала тому, что в российское подданство из-под власти Китая перешла часть племени телеутов.
Таким образом, православные миссионеры вместе со всем народом, а порой и опережая единоплеменников, шли на новые земли на востоке, содействуя укреплению и расширению России.
Просветители народов
И прежде, и ныне недоброжелатели Церкви пытаются изобразить её, как источник «мракобесия» и отсталости, препятствующий просвещению и полезным нововведениям. Этот миф абсолютно несостоятелен уже хотя бы потому, что любой критик Церкви излагает мысли теми буквами, которые дали нам святые Кирилл и Мефодий. И не лишним будет отметить, что именно Церковь внесла огромный вклад в развитие экономики, науки, образования и медицины в России.
Заслуга православных миссионеров и в том, что десятки народов Сибири, Дальнего Востока и русской Америки (алтайцы, якуты, алеуты) обрели письменность, вывели национальную культуру на качественно новый уровень развития. В 1894 году на алтайском языке вышла книга протоиерея Михаила Чевалкова «Памятное завещание», обращённая к детям. Отец Михаил был коренным алтайцем, и именно с его книги берёт начало алтайская литература. Неудивительно, что именем Чевалкова названа Национальная библиотека Республики Алтай.
Деятельность Алтайской духовной миссии, основанной преподобным Макарием (Глухаревым) в 1830 году, привела к качественному улучшению жизни алтайцев. При миссионерских станах действовали школы. Миссионеры призывали народ переходить к осёдлому образу жизни, строили для них селения, прививали грамотность, навыки гигиены, учили сельскохозяйственному труду, внедряли новейшие сельскохозяйственные технологии. Чевалков даже изобрёл особый плуг, приспособленный для вспахивания земли на горных склонах.
Для кого-то может показаться неожиданным, но православные миссионеры выступали за массовое народное образование, в том числе женское. Святой Макарий Алтайский в эпоху почти полной безграмотности говорил: «Я усердно желаю умножения грамотных в простом народе и заведения школ по деревням». Особое внимание он уделял обучению девочек, которые в девятнадцатом веке практически не имели шансов учиться. По словам преподобного, «в пользу мальчиков, по крайней мере, предполагаются школы по сёлам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?».
Доступное женское образование в церковных школах было характерно не только для Алтая. Создание в 1870 году Православного миссионерского общества и распространение школьной системы Николая Ильминского дало возможность миллионам людей, в т. ч. девочек, стать грамотными.
На Северном Кавказе развитие массового женского образования связано с деятельностью выдающихся осетинских священников-просветителей Алексия Колиева, Михаила Сухиева и Алексия Гатуева. Колиев, в частности, говорил: «Образованная мать – это образованные дети, а образованные дети – это образованное общество». Из числа воспитанниц церковных школ и училищ в дореволюционной Осетии вышла целая плеяда школьных учительниц.
Нередко православный священник оказывался единственным человеком, способным оказать квалифицированную медицинскую помощь. Митрополит Нестор (Анисимов), проповедовавший в начале XX века на Дальнем Востоке, вспоминал: «Медицина на Камчатке была в плачевном состоянии. Несчастные обитатели этой заброшенной российской окраины почти поголовно болели чесоткой. Руководствуясь скромными медицинскими знаниями, я старался, по мере возможности, лечить их. Они всегда с нетерпением ждали и радостно встречали меня как избавителя от телесных страданий».
Миссионеры внесли огромный вклад и в науку, составляя этнографические, лингвистические, религиоведческие, географические и прочие труды. Например, многие начальники Пекинской духовной миссии заняли заслуженное почётное место в истории китаеведения.
Эпилог
Очевидно, история православной миссии является неотъемлемой частью истории России. Сотни как знаменитых, так и малоизвестных просветителей своими неустанными трудами помогали нашему Отечеству укрепляться духовно и материально. Надо помнить об этом.
Конечно, как и наша история в целом, православная миссия не всегда протекала идеально. Бывали и случаи насильственной русификации и казёнщины. Бывали назначения в качестве миссионеров людей, которые под видом миссии занимались чем угодно, только не служением ближнему. Но правильная миссия, в апостольском и святоотеческом смысле, никогда не угасала. И именно она дала то лучшее, о чём в некоторой степени сказано в настоящей статье.