Источник: Переправа.org
Смотрю на своих внуков, и грустные мысли осаждают душу. Что ждёт их впереди? Смогут ли они, хватит ли у них сил и ума, чтобы защитить себя от нападок и искушений падшей цивилизации? Безопасность детей в интернете и безнравственность информации – насущные вопросы общества, родителей, воспитания.
В руках моего восьмилетнего Данилы айфон. Это всего-навсего один из десятков новомодных гаджетов, служащих нашим детям такими же предметами повседневного обихода, какими в дни моего детства были книги, деревянные лошадки, самокат. В чём разница? А в том, что наши нехитрые игрушки пробуждали воображение и открывали ту информацию о себе и мире, которая была уместна и полезна для данного возраста.
Интернет и тысячеканальное телевидение взорвали незримую стену, ещё недавно отделявшую детские души от взрослого мира с его страстями и пороками. Хочет того ребёнок или нет, но он, болтаясь в Интернете, непременно и очень скоро натолкнётся на такой срам, такие мерзости, о которых мы, старшие, и в свои двадцать лет даже не подозревали.
Что в результате? Дети принудительно взрослеют. Да, да, именно так: физически и умственно незрелый организм получает извне лошадиную дозу духовного яда. Последствия не заставляют себя долго ждать.
Познакомившись в деталях с половыми извращениями — не отношениями, подчёркиваю, а именно гнусными извращениями! — наш юный интернет-пользователь испытывает такой неосознанный шок, замешанный на вроде бы естественном любопытстве, что под угрозой в дальнейшем оказывается вся его способность любить и создавать семью. Душа человека напоминает чашу, способную вмещать как божественные дары — веру, доброту, милосердие, любовь, так и… грехи. Разбитую чашу не склеить.
Как воспитать в молодом человеке уважение к будущей матери его детей, если ещё в раннем возрасте таинственный покров брачных уз был бесцеремонно сорван, романтика влюблённости опошлена и изгажена, душа смертельно ранена?
Стоит ли удивляться, что потомки наши с каждым поколением становятся, с одной стороны, всё более капризными и грубыми, а с другой — безграмотными и примитивными. Они теряют основу основ в своей русскости — целомудрие и родной язык, и эта потеря, если ничего не делать, может убить Россию.
Но как, спросите вы, бороться с этой напастью. Вспоминаю одну сцену. В православной гимназии под Красногорском через приоткрытую дверь у одного из классов я заметил двух ребятишек. Мальчик лет семи–восьми и девочка лет двенадцати совершали поясные поклоны перед иконой Богородицы. На мой немой вопрос директор гимназии пояснил, что за каждое произнесённое вслух слово «блин» виновнику полагается десять поклонов, но поскольку новички — а на этом попадаются младшие гимназисты чаще старших — поклоны класть, как правило, не умеют, то старшеклассники добровольно берут на себя труд кланяться вместе с ними. Что самое удивительное, продолжил директор, иной раз в молельной комнате можно было встретить ученика, добровольно налагавшего на себя эту «епитимью» за ругательное слово, произнесённое… про себя.
Ребёнка к добру понуждать надо, учат Святые Отцы. В переводе на современный язык это значит, что за душу ребёнка надо без устали и из-за всех сил бороться. В противном случае, подчиняясь неумолимому велению падшей природы человека («Во гресех роди мямати моя»,— сокрушается псалмопевец Давид), она будет удобно катиться под уклон всё ниже и ниже, растлеваясь и погибая для вечности. Это будет сделать непросто, но нам всем Русским миром предстоит восстановить защитный информационный купол над молодым поколением, вернуть обществу утраченную им со времён СССР функцию охранителя детства, усмирить и разогнать всю свободно-рыночную нечисть, которая растлевает и калечит наших детей. Если мы, родители, не хотим или не можем заниматься детьми, то они, повзрослев и накачав мышцы с кулаками, «займутся» нами… в тёмных углах, подворотнях и т.п.
Не менее серьёзную угрозу для детства несёт в себе общество потребления. Ещё в 1980-е годы американский православный священник Серафим Роуз, ныне причисленный к лику святых, с тревогой отмечал, что Запад взращивает себе могильщика в лице поколения «мне». Теперь эта беда переползла и через наш порог.
Беспрестанно твердя «мне», «моё», «хочу» или «не хочу», особенно если этому бездумно потакают взрослые, ребёнок постепенно привыкает воспринимать старших как безусловный источник всевозможных благ и услуг, а себя — как маленького божка, которому все должны подчиняться и угождать.
Слово его становится законом. Когда же такой божок подрастает, а родители, дряхлея, перестают снабжать его полезными вещами и услугами, он, навыкнув только брать, а не давать, без малейших угрызений совести отказывается от них, забывает или выбрасывает вон на улицу.
В Нижегородской области мне рассказывали, что тамошние дома престарелых переполнены брошенными стариками при живых и вполне благополучных детях.
А взаимное отчуждение! Никому ни до кого нет дела. Куда делись городские дворы советского периода, где мелюзга свободно бегала под присмотром старших, и никто, в сущности, не делил детей на своих и чужих. Каждый взрослый не просто имел право, но и считал своим долгом сделать зарвавшемуся озорнику соответствующее внушение. Никому и в голову не приходило озлобленно реагировать на чужие назидания: «Не ваше дело», «Мой ребёнок» и прочая, и прочая! Узнаёте повзрослевшие продукты поколения «мне»? А уж о тех романтических временах, когда в русских сёлах детвора была общей, замки практически отсутствовали, а песня провожала людей на работу и с работы, вспоминаешь сегодня как о чудесной сказке.
Что со всеми нами случилось? Ведь всё, что уродует, устрашает и унижает нас, всё это рукотворное. В беспамятстве потребительства и погоне за ложными ценностями мы загнали себя и детей своих в вязкую трясину, из которой теперь никак не можем выбраться.
Мы кажемся себе замечательно умными и прогрессивными, предков же своих, дышавших полной грудью, воспитывавших потомство в уважении к старшим и любви к Родине, притом по высочайшим меркам культурности и образованности, заносчиво считаем людьми отсталыми и старомодными.
Не пора ли одуматься! Не пора ли силами Русского мира, по крайней мере той его части, которая не утратила способность критически мыслить и объективно признавать чужие заслуги, решительно и трезво переоценить происходящее с нами и вокруг нас, отделить полезные технологии от вредных и, призвав на помощь мудрость великих предков, приступить к строительству новой Русской цивилизации?