Чем отличается мир от мiра? Зачем заниматься профилактикой конфликтов ближних? И почему миротворцев называют сынами Божьими? Рассуждаем об этом сегодня, анализируя 7 заповедь Иисуса Христа.
Мир в себе
Русский язык до революции различал в значениях два одинаково звучащих слова «мip» и «мир». В первом случае речь идет об обществе, а во втором о внутреннем состоянии покоя и умиротворения. На память моментально приходит знаменитые слова саровского старца: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Преподобный Серафим говорил о состоянии безмятежности сердца, когда житейские заботы и потрясения не сотрясали бы душевного спокойствия человека. Мы можем заметить, что в повседневной жизни наш ум занят параллельными потоками мыслей абсолютно разного содержания. Здесь и бессчетное моделирование в голове уже минувших или предстоящих ситуаций, монологи и диалоги, визуализация желаний, наполнение списка дел, безумные и не очень идеи… Пчелиный рой на плечах реально успокоить только молитвой. Лишь в таком состоянии в сердце воцаряется долгожданный мир, когда многие заботы отходят на второй план и не тревожат душу.
И, поскольку душа человеческая бессмертна, она и требует первичной заботы Страшно представить, что однажды нам «выключат свет» и мы останемся на съедение тем самым мыслям, заботам, страданиям, в общем, страстям, с которыми не сумели разобраться во время жизни нашего тела. Терзаемая страстями душа напоминает поле битвы или бунтовщиков-революционеров, лишающих сердце-государство и разум-правительство желанного спокойствия. А духовная работа над собой в таком случае напоминает труды по улучшению благосостояния царство своей души, которая и должна стать Царством Небесным, начатки которого заложены внутри нас.
Такое большое вступление было сделано как пролог к 7 заповеди блаженства Иисуса Христа, Который называет блаженными миротворцев. Но ведь способность творить любое дело начинается с внутреннего наполнения человека. Добрый будет творить добро, злой – зло. И творение мира между людьми – не исключение. Вот что об этом говорит преподобный Исидор Пелусиот:
«Сынами Божиими сделаются, во-первых, те, кто пребывает в мире с самими собою и не воздвигает мятежа, но прекращает внутреннюю брань, покоряя тело духу, убеждая низшее быть в рабстве у высшего, в таком рабстве, которое лучше всякой свободы и царской власти».
Мир с мiром
Святыми отцами, все же, 7 заповедь принято чаще толковать, как способность примирять между собой враждующих людей.
Григорий Нисский объясняет, что примирение подразумевает не просто пресечение конфликтов с детсадовской мантрой «мирись-мирись-мирись, и больше не дерись», но работу по нравственному совершенствованию поссорившихся людей: «изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее внутренность злопамятство». По словам святителя Луки Крымского, человек мирного духа просто физически не может выносить наблюдаемую вражду других людей. Ну, здесь все очень по-обывательски понятно: нам не нравится, когда нас вырывают из состояния покоя или зоны комфорта. Но добавим сюда христианское человеколюбие, не позволяющее равнодушно смотреть на боль ближнего и гибель его души. Миротворец прекрасно понимает, что творится в сердцах ссорящихся, какую боль они на самом деле испытывают и к каким последствиям может привести разгорающийся между ними конфликт.
Человек мирного духа старается жить в мире окружающими его людьми, но также и пытается потушить любого рода вражду. О, как часто мы отказываемся вмешаться в конфликт даже близких людей. И как бывает нам подсознательно желаемо, чтобы кто-то вмешался в наше противостояние с оппонентом. К сожалению, люди сегодня склонны наблюдать. «Это их проблемы, сами разберутся» или «себе дороже, останешься потом виноватым». «Но примиряя других и храня мир со всеми и в сердце своем, сами они твердо противятся злу, претерпевая из-за этого любые скорби» – отвечает нам святитель Лука. То есть лучше пострадать самому, потушив конфликт, чем умыть руки и дать произойти беззаконию. Как жаль, что от нас это понимание очень далеко. Но можно попробовать привести другой пример из жизни.
В современном мире под словом миротворец почти всегда понимают солдата объединенного контингента войск, который с оружие в руках не дает разгореться войне внутри государства или между двумя странами-соседями. Обратите внимание, мир достигается за счет появления еще одной стороны, но тоже вооруженной. Миротворческие контингенты также воюют на охраняемых территориях, периодически остужая пыл сторон. Среди воинов-миротворцев бывают даже потери. Ценой своей жизни они пытаются установить мир. Пример, возможно, и грубый, потому как трудно накладывать лекала земной жизни на идеалы Царства Небесного. Но суть его в том, что военные миротворцы не декларируют фразы о необходимости мира из теплых кабинетов за тысячи километров от конфликта. Они с риском для жизни разводят противоборствующие стороны в разные углы ринга. Жертвуют ради мира.
Мир с Богом
«От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:17), призывают нас апостолы. Но, вроде бы, откровенных богоборцев среди людей не так уж много. Чего и говорить про христиан… Но внешнее согласие не всегда означает внутреннее приятие. Новозаветная Церковь существует уже 2000 лет, но и вчера, и сегодня так много несогласных с Господом. Примирение с Богом наступает в нашем сердце, но никак не во внешнем согласии. Мы же понимаем, что на подгонку себя под Евангелие уходит вся жизнь. Это еще при осознанном желании и работе над собой.
А так вполне тривиальна ситуация, когда добродетель может соседствовать с грехом в нашей жизни. Понятно, что «добродетель» обесценивается, но все же. Прийти к полноте совершенства, стать подобным Богу – непросто. Наверное, именно поэтому миротворцев Христос и называет сынами Божьими. Фактически, Он говорит о себе. Мы ведь стремимся к обожению, то есть уподоблению Иисусу Христу. Став подобным Ему, мы становимся в ряд «сынов Божьих». С другой стороны, мы видим, что Богочеловек пришел к людям, чтобы примирить человеческую природу с божественной. Компромисс мира в данном случае достигался не подписанием каких-то актов и учетом интересов сторон. Христос объяснил людям, что нужно делать, чтобы этого мира с Богом достигнуть. А уже через этот мир, подразумевающий победу над страстями, получить высокое звание Божьих сынов и дочерей.