Источник: Арсеньевская епархия
Молодёжное служение в Церкви – дело непростое. Сюда входит и утверждение в вере воцерковлённых подростков, и проповедь тем, кто еще только ищет свою тропинку к Богу. Пожалуй, один из самых сложных вопросов в этой сфере звучит так – «Как построить общение с молодёжью таким образом, чтобы и не оттолкнуть, и в то же время – показать Божию Правду? Где грань между разумной икономией и потворству миру?» Ведь путь Христов неизбежно требует от нас самоотречения.
Как говорил подвижник конца XX века иеромонах Серафим (Роуз):
«Никто сознательно не изберет жизнь, в которой чем праведнее живешь, тем быстрее умрешь, потому-то мы вечно ропщем, стараемся облегчить себе жизнь, пойти на компромисс со своей христианской верой, хотим и в мире сем преуспеть, и жизнь вечную стяжать. Но выбор сделать придется: либо счастье мирское, либо – вечное».
С этими словами невозможно не согласиться, но актуально ли это для молодёжи XXI века, чей девиз — «бери от жизни всё»?
Ответы на эти вопросы ежедневно ищет отец Андрей Кузнецов, ответственный за работу с молодёжью в Арсеньевской епархии. О его деятельности мы писали неоднократно: ребята из группы «Возрождение» учатся спасать жизни с детства, участвуют в игровых летних турнирах и катаются на конях, организуют праздничные концерты ко Дню России , катаются на коньках и играют в футбол , разбираются в том, когда на Русь пришло Православие . И самое главное – принимают участие в богослужениях, молятся перед началом всякого доброго дела, например, перед экзаменами.
Одно из главных направлений деятельности – это организация летнего отдыха. Уже который год батюшка вместе с ребятами ездит на отдых в Тимофеевку . Также сейчас понемногу обустраивается молодёжный лагерь в Зеркальном . С 20 по 23 августа там прошла первая смена после пожара лагеря, которую и возглавил отец Андрей с семьей. В смене приняли участие 30 человек из трёх муниципальных округов: Дальнегорского, Кавалеровского и Чугуевского!
Сам лагерь еще не достроен, поэтому было принято решение остановиться в палатках у моря недалеко, в десяти минутах ходьбы. Кстати, если в этот раз ребята всё же в основном развлекались, то на осенних каникулах в октябре они планируют приехать в лагерь снова, но уже затем, чтобы помочь строительству: убрать мусор и законопатить дом.
На второй день поездки отец Андрей вместе с ребятами отслужил в лагере молебен. Без преувеличения можно сказать, что молитва так или иначе пронизывала всю жизнь в лагере. День начинался и заканчивался чтением утренних и вечерних молитв. Причём, по традиции главного молодёжного слёта года – Сретенской лыжни , практически все молитвы читают сами дети по очереди.
А еще при каждом удобном случае – грозит ли испортиться погода, собираемся ли начать новый конкурс — отец Андрей старался отслужить молебен, приучая ребят молиться словами Оптинских старцев: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя». Конечно, среди участников лагеря были не только ученики воскресной школы, но и совсем далёкие от Церкви ребята, и даже староверы, коих много живёт в Кокшаровке. Молитва – дело добровольное, и таковой она и была в лагере. Иначе и нельзя.
Молодёжь – люди, находящиеся в сложном возрасте, который имеет огромное значение для всей дальнейшей жизни человека. Нередко бывает, что детская вера не выдерживает соблазнов и искушений молодости, и человек погружается в пучину греха. В этом возрасте именно наличие единомышленников и поддержки с их стороны во многом определяет дальнейший путь духовного развития личности. Поэтому главная цель всей молодёжной деятельности в целом и лагеря на море в частности – это сплотить ребят, подарить каждому друзей, к которым он мог бы обратиться в трудную минуту.
Этой цели служит всё – и отдых, и катание на лодки, и многочисленные конкурсы. Например, конкурс «Православная хозяйка», когда ребята, разделившись на две команды, соревновались в том, кто лучше без помощи взрослых приготовит постное блюдо (ведь тогда как раз шёл Успенский пост). Конечно, это было нетривиальной задачей: на море готовить очень сложно — нужно отдельно добывать пресную воду, следить за костром. Одна команда приготовила борщ и кабачки, а другая – толчёную картошку и салаты. После дегустации жюри отметило плюсы и минусы каждого блюда и вручили ребятам призы – арбузы.
При словах «отдых у моря» многие нецерковные люди сразу выстраивают в один ассоциативный ряд понятия «море», «алкоголь», «сигареты», «карты», а то и чего похуже. И конечно, одной из главных задач лагеря было – показать далёким от Церкви ребятам, что можно отдыхать и без этого, что главное – это живое общение, и при добрых отношениях между людьми не обязательно «добавлять» алкоголем и сигаретами, чтобы отдохнуть и расслабиться.
День в лагере выглядел так: в 8-8:30 утра – подъем, утренние молитвы. Затем – завтрак, в приготовлении которого обязательно участвуют и сами дети: кто-то носит пресную воду, кто-то ставит чай на костре, кто-то моет посуду после еды. После еды – купание в море, физические игры и упражнения, затем обед, рыбалка, катание на катерах. Как отмечают почти все ребята в своих отзывах, катание на катере – это что-то необыкновенное: «Едешь на большой скорости по волнам, конечно, все ребята в спасательных жилетах. 300-400 метров пролетаешь за один миг! Просто очень здорово! Мы на лодке и в строящийся лагерь ездили, представляешь?» Для разрядки обстановки периодически проводились игры-пятиминутки: кто быстрее станет в широкий круг, кто составит более высокую пирамиду из участников команды.
Но нельзя сказать, чтобы вся жизнь в лагере была подчинена строгому графику. Староста дальнегорского храма святых мучеников Бориса и Глеба Александр Александрович Яковенко – любимец детей, которого они ласково зовут Сан Санычем – мог хоть до утра играть для ребят на гармошке и петь добрые песни — душевные, патриотические, православные и старые советские. Слушаешь его голос и задумываешься о дружбе, о жизненном пути…Порой под песни незаметно проходила большая часть ночи! Один из участников так и сказал о нём: «С Сан Санычем и гармонью я готов куда угодно — хоть на войну».
А еще Сан Саныч руководит в Дальнегорске шахматным клубом, поэтому и за краткое время лагеря прошло несколько шахматных и шашечных турниров.
Все ребята в лагере разные: кто-то активный и общительный, а кто-то – стеснительный и робкий, но доброе слово должно найтись для каждого. И находится! Как и на Сретенской лыжне , в лагере действовала игра «тайный друг». Суть этой игры заключается в следующем: в начале лыжни каждый участник вытянул вслепую имя человека, для которого он стал «тайным другом». Это могло быть что угодно: помощь в течение дня, букет цветов, сладости, или выложенное камнями на песке имя. В общем, всё доброе, что только сердце подскажет. Только если на лыжне друг был один и тот же на протяжении всего слёта, то здесь каждое утро ребята вытягивали жребий заново, а каждый вечер, сидя у костра, рассказывали, для кого они были «тайным другом» сегодня.
А ещё у вечернего костра ребята рассказывали плюсы и минусы каждого дня, свои пожелания касательно прошедшего дня. Это игра называется «свечка». Если кто-то стеснялся сказать о своих проблемах или недоразумениях при всех, он всегда мог подойти к батюшке и поговорить наедине. Многие ребята так и поступали: спрашивали совета у отца Андрея в той или иной жизненной ситуации. Например, что делать, если тебя кто-то обижает, унижает, оскорбляет? Как поступать в таких случаях? А как вести себя, если ты один верующий в неверующей семье? К сожалению, в наше время далеко не все семьи – это место, где ребенок учится любить, где он встречает людей, которые его искренне и беззаветно любят. Но может быть, с течением времени, проведенного в Церкви, в благодати Божией, они научатся этому.
Как это часто бывает в лагерях, в последнюю ночь перед отъездом все ребята плакали, прощались друг с другом и сокрушались о том, что время пролетело так быстро… Многие спрашивали у организаторов: «Почему так мало? Ведь лагеря бывают и по две недели». Но к сожалению, из-за недостатка средств продлить лагерь на большее число дней невозможно.
Безыскусные признания ребят всегда трогают душу. Например, один парень из Кокшаровки говорил в конце лагеря: «Ты знаешь, я под таким впечатлением! Всю жизнь живу в Приморском крае, а на море только один раз был – в 7 лет… Всё время мечтал еще раз увидеть море, и когда сюда приехал, то… От радости я чуть с ума не сошёл!»
Несмотря на все трудности жизни в палатках, однозначно можно сказать: главная цель – «подружить», сплотить ребят – несомненно удалась. Ребята начинают обсуждать между собой какие-то вопросы, рассказывать о православных праздниках, и, ещё не уехав, скучают друг по другу. Подобное происходило на встрече после Сретенской лыжни, так что можно смело сказать, что тёплые отношения между участниками молодёжных слётов – это уже традиция. Вроде бы незначительная и незаметная, невыразимая в каких-то материальных вещах, но связующая всё остальное.
Деятельность Церкви в отношении молодёжи может носить разные формы, в зависимости от особенностей жизни конкретного прихода или епархии и склонностей тех людей, кто этим занимается. Но одно можно сказать точно: самое главное, чтобы в итоге ребята пришли к Богу, начали исповедоваться, причащаться. Ведь, как бы избито это не звучало, молодёжь – это действительно наше будущее, это те, кто придет после нас.