На рубеже 14-15 веков католическая церковь не могла отвечать духовным запросам своей паствы, еще сохранившей понятие об истинной вере. Упадок нравов, высокомерность духовенства, продажа индульгенций, когда, по существу, можно было за деньги “искупить” любой грех – все это привело к сильному недовольству народа и вылилось через сто лет в германскую реформацию. А в Чехии к этому еще прибавилось недовольство засильем немцев в стране.
Все значимые должности занимали немцы, политику вершили немцы, в Карловом университете в Праге в состав ученого совета по закону входили две трети профессоров-немцев и только треть – чехов. Все это привело к народным волнениям. В начале 15 века среди профессоров Карлова университета особо выделялся Ян Гус, выходец из простого народа. Он был блестящим мыслителем, оратором. После того, как он получил еще и сан священника, стал произносить яркие проповеди, пронизанные патриотизмом, многие чехи связывали с именем Гуса надежды на национальное возрождение. Вскоре Ян Гус становится ректором Карлова университета. Лучшие люди Чехии во главе с Гусом стали выступать против морального разложения церкви, стали возвращаться в своих мыслях и речах к временам раннего христианства, к апостольской традиции, чем вызвали страшное недовольство папы. Друг, единомышленник и сподвижник Гуса Иероним Пражский много ездил по Европе, в том числе бывал и в России, в частности, во Пскове. Очевидно, у него была возможность убедиться в высоте духовной жизни России. Коварная папская курия пригласила Гуса на собор в Констанце для разбора его вопросов. Король Чехии выдал ему охранную грамоту. Как только Гус приехал на “собор” был тут же схвачен и брошен в темницу. Летом 1415 года Ян Гус, величайший сын чешского народа, был сожжен на костре, а его прах был выброшен в Рейн. Ровно через год та же участь постигла и Иеронима Пражского.
Но чешский народ был уже не тот, что прежде. Начались народные волнения, выросшие в мощное национально-освободительное движение под названием Гуситские войны. В общей сложности Гуситские войны потрясали Чехию целое столетие. После смерти Гуса Чехия уже никогда не возвращалась к прежнему состоянию. Среди гуситов не было единства. Были вполне умеренные, которых называли чашниками – они были сторонниками возвращения к древнему христианству, и, в частности, предлагали причащаться из чаши под двумя видами – хлеба и вина, как в православии. Радикальные гуситы основали свой лагерь недалеко от Праги на горе, которую по библейской традиции назвали Табор (Фавор). Поэтому их звали таборитами. Они были сторонниками борьбы с Римом за возвращение к подлинному христианству и за освобождение от немецкого гнета. Но были и радикальные табориты, которые вообще исповедовали взгляды, близкие к коммунизму. Они отрицали частную собственность их идеалом был Адам до грехопадения, поэтому их называли адамитами, или Чешскими братьями.
Если бы в те времена у России были большие силы на международной арене, она могла бы поддержать чашников и умеренных таборитов, тогда, возможно, Чехия – страна, где первыми проповедовали православие равноапостольные Кирилл и Мефодий, вновь вернулась бы к истинному христианству. Однако история не имеет сослагательного наклонения.
Рим отправил против гуситов пять (!) крестовых походов. Ни один из них не смог сломить свободолюбивый чешский народ, хотя зачастую силы были неравными. Особенно отличился величайший полководец Ян Жижка, не проигравший ни одного сражения. Его войско было блестяще организовано, а методы ведения боя намного превосходили римские. Умер Жижка от моровой язвы в разгар Гуситских войн.
Однако там, где бессильно войско, сработала хитрость. Папа согласился выслушать мнение умеренных гуситов – чашников. Был созван собор, на котором формально были приняты основные требования чашников. Когда значительная часть гуситов смирилась с Римом, а часть даже оказывала военное сопротивление радикальным гуситам, которые были ослаблены, папа демонстративно отменил договор, который был только что подписан. Таким образом, сработало старинное правило “разделяй и властвуй”. Чехи насилием и хитростью вновь были подчинены Риму. Так закончилось едва начавшееся чешское возрождение. Однако после Гуса и Гуситских войн Чехия была уже другой. По крайней мере, она освободилась от немецкого засилья и встала на путь национального развития. Такие люди, как Ян Гус и Иероним Пражский вошли в ряд лучших людей, положивших свои жизни за возрождение Отечества. Нам бы с них брать пример!
24 февраля 2009