Цикл публикаций из киноблога “Светский экран” — кино с пользой для души.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», режиссер Андрей Кончаловский
Сразу скажу – ругать это кино я не буду. Не буду говорить, что Кончаловский снял ужасную чернуху о русских и о России.
Отнюдь, пересмотрев этот фильм, я еще раз убедился, что Кончаловский патриот! И в каждом плане его фильма – искренняя и огромная любовь к России и к ее жителям. Трепет, восхищение, восторг…
И жалость, куда без нее, когда речь идет о любви.
На фоне великих по красоте пейзажей русского севера великий русский режиссер рассказывает о великой душе русского человека. Вот и весь синопсис этого фильма.
Да, пьют. Да, не устроены в быту. Да, нарушают закон. Но душа-то у них болит. За детей своих, за страну свою, за земляков. Тот же главный герой, когда у него воруют мотор, в первую очередь переживает о том, как он теперь будет в дальние деревни хлеб и пенсию доставлять? И дело не только в деньгах и в продовольствии – для многих сельчан почтальон это единственный человек, с которым можно поговорить. Вот и бегает Тряпицын по знакомым, занимая на мотор, ведь начальство новый купит еще не скоро.
Деревенский почтальон сегодня – это и брат, и священник, и судья. В этом смысле образ современного душеносца Кончаловский выбрал гениально.
А как в деревне чувствуют эпоху! А как чувствуют всё, что происходит вокруг! Живут себе где-то в глуши, но мысли их и в мегаполисах звучат актуально и цепляют своей откровенностью мутное сознание городского обитателя:
– Да, Лех, вроде пенсию платят, и магазинах всё есть, а люди всё равно нервные.
– Время такое, Юра…
Да, знал Кончаловский, что приедет из своей экспедиции на Север не с пустыми руками… Как и знал, что не останется без призов на европейских фестивалях, где любят русского человека. Ох, как любят!
И пару слов о значении фильма для всего искусства. Наша литература 20 века, как известно, выжила и выстояла благодаря писателям «деревенщикам». Распутин, Астафьев, Белов, Шукшин, Солженицын… Деревенская проза буквально спасла наш язык. Кончаловский первым догадался, что деревенская тема спасет и наше кино.
Источник: СВЕТский ЭКРАН