В «Псалтири» есть два молитвенных гимна, чрезвычайно близкие по смыслу. В древности они представляли собою один псалом, который толкователи поэтично именуют «молитвой изгнанника». 41-й псалом учит нас тосковать по Богу и дорожить Им более всего на свете.
Почему Давид тосковал по храму?
Святой Давид родился в семье пастуха, и свой жизненный путь также начинал с этого ремесла. Выпасая скот, он молился, читал Священное Писание, размышлял над законами природы и всячески восхвалял Бога в своих духовных гимнах – псалмах. За это Бог благословил его даром пророчества, славой, богатством, а также властью над всем еврейским народом. После гибели первого царя евреев, Саула, правителем Израиля стал праведный Давид. Он правил евреями благочестиво, но в одно время всё же не удержался и совершил несколько тяжких грехов.
Хоть царь и раскаялся, нарушение духовного закона обернулось тяжким страданием для Давида. Собственный сын Авессалом восстал на отца с целью завладеть его престолом. Царь и пророк был изгнан из Иерусалима и некоторое время скитался по пустыне в сопровождении немногочисленной верной челяди. Именно к этому моменту относится написание 41-го и 42-го псалмов. В этих обстоятельствах Давид вынужден был бежать и скрываться, а потом собирать армию и участвовать в гражданской войне.
С течением времени Давид победил Авессалома, но эта победа отозвалась тяжкой болью в его душе. Пророк просит у Бога утешения. Просит, чтобы Всевышний ещё более приблизился к нему. В 41-м псалме Давид сравнивает желание богообщения с жаждой. Он также нуждается в Боге, как любое живое существо в воде: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41:1-2).
«Псалтирь» принадлежит не только перу Давида. Большая часть псалмов действительно была написана им, но некоторые составили царь Соломон, придворные певцы – «сыны Кореевы» и ряд других духовно одарённых людей. 41-й и 42-й псалмы создали как раз сыны Кореевы. Они утешали скитающегося Давида и призывали царя возложить всю свою веру на Бога: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 41:5).
Спешите в храмы Божии
Чему нас может научить история с изгнанием Давида из Иерусалима? Тому, что близость и доступность храмов Божиих нужно ценить. Ещё недавно пророк был полноправным царём Израиля, который в любое время мог посетить скинию (походный храм евреев) а сегодня он – безымянный странник в пустыне. Хотя ничто не предвещало беды. Конечно, молиться Богу можно в любом месте планеты, а не только в храме. Но где же участвовать в Таинствах? Или, применительно ко временам Ветхого Завета, совершать всесожжения?
Вспомним о временах первых массовых гонений на христиан. Они длились, с перерывами, около трёх веков. И люди тысячами гибли за веру. Хотя до соответствующего распоряжения императора Нерона христиане могли вполне свободно собираться на свои «вечери любви», преломлять хлеб и слушать поучения апостолов. Так же произошло и в начале XX века. Казалось бы, ещё вчера по лицу России стояли тысячи церквей, а тысячи священников учили и причащали паству. Миг – и все храмы разрушены, а духовенство истреблено в лагерях.
Сегодня храмы открыты, но никто не знает, что будет с ними завтра. Сегодня каждый из нас имеет благодатнейшую возможность напитываться словами Священного Писания, размышлять над толкованиями на эти тексты, изучать церковно-славянский язык и лучшие из молитв, которые сочинены великими святыми прошлого. Бог благословил нас возможностью семимильными шагами идти по лестнице духовного совершенствования. А от нас требуется только захотеть этого, только ценить данное нам время и проводить его с пользой для души.
Обратите внимание на слова пророка Давида. «Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго» (Пс. 41:6,3-4), – Как тоскует он по Иерусалиму, скитаясь на окраинах Святой Земли. Пусть каждый из нас держит в памяти этот урок о великой ценности доступной нам святыни!
Изгнание Давида, как метафора грехопадения
История изгнания царя Давида из Иерусалима в негостеприимные пустыни является, одновременно, метафорой грехопадения каждого из нас. Бог даровал христианам великие привилегии. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9), – писал о нашем высоком предназначении апостол Пётр. Каждый из нас, если сонаправляет свою волю с волей Божией, способен достигать не только святости, но даже и богоподобия.
Вот только чаще всего мы своей волей выбираем не Бога, а грех. Ещё вчера мы, как царь Давид, были облечены богатством благодати Божией. Душою пребывали в Царствии Небесном. Такое случается с христианами после исповеди и причастия, после внимательной молитвы за божественной литургией. Но вот мы вновь выбираем грех – Авессалом нашего своеволия гонит нас из храма, заставляет по дороге бросить все накопленные ранее духовные сокровища, и помещает нас в пустыню богооставленности.
Силы человеческие конечны. И без общения со Творцом он очень быстро начинает ощущать, что оскудел и душой, и телом. Каждый из нас тоскует без благодати, а вернуть её можно только глубоким смирением, искренним покаянием перед Богом и твёрдой надеждой на Его милость. Такой, какую проявлял праведный Давид Псалмопевец: «Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего» (Пс. 41:7-8).
В таком бедственном положении диавол искушает христианина возроптать на Бога. Но Давид правильно напоминает нам, что богооставленность – всегда следствие нашего выбора и наша вина. Так что извлечь из этой ямы нас может только смирение: «Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 41:9-11).