Выпуск № 41. Сегодня мы поговорим об очень серьезном мифе о том, что деятельность церкви и священников финансируется государством. Отец Валерий, так ли это?
– Это не так, в любом случае не так — к сожалению, или к счастью. До революции, кстати, было определенное финансирование. Сейчас церковь формально считается отделенной от государства, хотя мы видим, что все-таки государство осознает необходимость церкви и для общества, и для общенародной идеи.
Если бы государство финансировало церковь, то были бы специальные налоги, которые собирались бы именно на это. Деятельность церкви, например, финансируется в Греции, и там священники получают строго установленную зарплату от государства. В некоторых православных странах, например, в Румынии, насколько я знаю, частично финансируется — 40% или 50%, в деталях не помню.
Есть страны, в которых государство осознает, что православие является государственной религией, и поэтому они выделяют зарплату. Видимо, есть в этом какой-то смысл. Там люди более спокойно это воспринимают. У нас ведь такие изломы были в истории… — из карайности в крайность. То православие — это государственная религия, и если ты не православный, то в синодальный период даже возникали проблемы на работе. Или старообрядчество где-то «прижимали». То вдруг, наоборот, всю религиозность сметают, считая что это не нужно. Потом оказывается, что это ошибочный путь, потому что уничтожая религиозность, стали уничтожать какие-то простые начала добра, истины среди людей. Кровопролитий было в такие периоды в 20 веке крайне много.
Насчет зарплаты — на государственном уровне этого нет. Но бывают предприниматели, руководители крупных финансовых компаний, которые обратились ко Христу и по своему желанию строят храмы, выделяют какую-то часть своих средств на содержание церкви. Это совершается постоянно. Даже некоторые министерства поддерживают. Но это не на государственном уровне: частная или общественная инициатива, законодательно это никак не прописано.
К примеру, есть у меня родственник — предприниматель. Он долгое время был против церкви, потом жизнь через скорби привела его к Богу, и он сам захотел построить храм, построил его и стал содержать. Это один из примеров, как содержатся наши церкви. В основном зарплаты начисляются приходам, храмам, где служит священник, эти средства собираются от добровольных пожертвований. Либо, повторюсь, есть организации, которые хотят поддерживать этот храм.
– Как вы считаете, нужно ли, чтобы государство поддерживало церковь?
– Я считаю, что в финансовом плане это вторичный вопрос, и я не знаю, было бы хорошо, если бы выделялась какая-то строго отмеренная зарплата, или нет. Священники ведь в основном многодетные, и тех зарплат, которые могло бы дать государство, не хватило бы для содержания многодетной семьи. Но в целом я за идейную поддержку, потому что когда государство по крайней мене не мешает церкви, то это уже хорошо. А если где-то поддерживает, то это прекрасно, потому что храм помогает людям очищаться.
Общество наше страдает от грязи, у многих людей все время возникают негативные эмоции, которые выплескиваются на окружающих, в том числе и в интернете. Чем больше будет людей с чистой совестью, тем они будут более ответсвенными гражданами, не будут нарушать какие-то элементарные законы.
Чем отличается верующий от неверующего? Верующий человек знает, что Бог его всегда видит, и поэтому если ты согрешишь или нарушишь какой-то государственный закон, то тем самым прервешь свою связь с Богом, потому что это грех против совести. А неверующий скажет: «Меня никто не видит и никто не поймает, поэтому я для себя «урву» какой-нибудь кусок». У верующего человека и перед государством будет больше ответственности.
– Спасибо, отец Валерий. Дорогие друзья, а мы ждем от вас новых вопросов, мифов и суеверий, на которые отец Валерий с радостью ответит.
– Спаси вас, Господь. До скорой встречи!