«Вера и суеверия»: церковь должна быть сообществом святых и безгрешных людей
Выпуск 31. Сегодня мы рассмотрим очередной миф, который звучит так: церковь должна быть сообществом святых и безгрешных людей.
— Это требование, которое многие предъявляют церкви. Таких людей тоже можно понять, они видят церковь, которая говорит о Евангелии, о заповеди Христа. Соответственно, предполагается так: раз вы учение Христово исповедуете, то и будьте как Христос. Но дело в том, что мы все несовершенны, и как говорил преподобный Ефрем Сирин, церковь — это не сообщество святых, а общество кающихся грешников.
Все мы имеем какие-то немощи, и благодаря церкви освобождаемся от них. Ведь даже апостолы не были совершенны, когда ходили со Христом. Другие люди тоже могли предъявлять им требования и говорить: «Среди вас Иуда, который собирает деньги, и вообще оказался предателем. Как так вы оставили Христа рядом с Голгофой, и только апостол Ян последовал за ним?».
Но каждый христианин проходит свой путь. Даже из каких-то своих жизненных ошибок можно сделать глубокий вывод, и тогда душа становится опытнее, мудрее. Может быть, не случайно Господь попускает те или иные преткновения в нашей жизни. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все были безгрешными, святыми. Но без греха только один Бог, а люди становятся святыми настолько, насколько они приобщаются к Богу.
Однако именно в церкви это и подается, самому по себе достичь этого невозможно, как самому переплыть океан — собственными силами сделать это невозможно. Церковь подобна кораблю, на котором можно благополучно достичь спасительной пристани. В церкви были разные люди во все времена, и даже святые люди проходили через определенные испытания. Каждый должен смотреть, прежде всего, на самого себя и работать над собой.
— Батюшка, наверняка многим православным людям приходится слышать в свой адрес упреки: «Ты же православный, а грешишь». Как реагировать в таких случаях?
— Быть православным не значит быть «святошей». У православного христианина, конечно, все должно быть подлинным в жизни. Понятно, что где-то мы допускаем свои немощи. Я думаю, нужно относиться спокойно к таким высказываниям. Я бы даже не предлагал что-то отвечать.
Наша задача — стараться исполнять Божии заповеди, а не требования других людей и, прежде всего, оправдываться перед Богом. Есть такое сказание: в Азии один пожилой человек отправился в путь с осликом и ребенком. Вначале он посадил ребенка на ослика. Его стали укорять — «ребенка посадил, а пожилой пешком идет». Тогда он сам сел на ослика, а ребенок пошел рядом, но и в этом случае на него стали сыпаться упреки. И так было постоянно, какое бы решение он ни принимал.
Поэтому наша задача заключается не в том, чтобы угождать людям, а в том, чтобы угождать только Богу. Не на всякое требование других людей надо отвечать. Но относиться с миром и по-доброму надо к каждому.
— Спасибо, батюшка. Друзья, мы ждем ваших вопросов.
— Спаси вас, Господь. До скорой встречи!