Каков Отец православных христиан? Чего на самом деле стоит просить у Бога? И где в словах молитвы Господней – наша присяга на верность Небесному Отечеству?
Наш Отец
«Отче наш».
Первые слова молитвы Господней очень символичны. Они называют Бога Отцом, а еще указывают на некую общность, потому что обращение, заповеданное Христом, выглядит как коллективное. Всего в двух словах заложен глубочайший смысл сыновства в отношении Создателя и родства между всеми христианами. Спаситель в самом начале молитвы «Отче наш» закладывает великое почтение к Богу и чувство любви, не терпящей вражды, между верующими. С таким ли сердцем и состоянием мы приступаем к молитве?
«Сущий на небесах!».
Образ небес в христианстве всегда относился к Богу и Его Царству. Это недосягаемая для человека высота и прекрасная бесконечность облаков. Бог, конечно, находится не на самом физическом небе, но на том, к которому отчаянно рвется с земли душа христианина. «Суета сует, – все суета» (Еккл. 1:2), приходит однажды к выводу смертный человек. Его душа осознанно или бессознательно всегда к чему-то стремится, к поиску лучшей жизни. По правде сказать, душа всегда стремится к Богу, даже если не знает Его.
«Да святится имя Твое», говорят верующие, прося у Бога благодати, чтобы Его образ просиял в них.
Это не тщеславие, а смиренное послушание и желание стать проводником Истины в мир людей. «Вы свет миру» (Мф. 5:14) и «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), призывает верующих Спаситель. Можно ли про нас сказать, что мы своим образом жизни и делами прославляем Бога? Или наоборот, позорим великое имя христианина? Глядя на нас люди обретают веру, надежду и любовь? Конечно, своими силами соответствовать своим религиозным убеждениям мы не сможем, и именно поэтому мы и призываем Свет Господень на наши души. Пусть благодать Божия даст нам сил побороть свое несовершенство и стать достойными христианами.
«Да приидет Царствие Твое».
Христианин ждет времени наступления Царства Божия лично для себя и всего человечества. Мы ведь помним, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), следовательно, мы просим Бога прийти и устроить это Царство в наших душах. Мы взываем забрать нас в это Царство после разлучения души с телом. Наконец, мы ждем Страшного Суда как времени, после которого наступит Царство Бога. События Апокалипсиса принято считать страшными, и это действительно так, но их итогом должно стать соединение Господа с верными ему детьми. И поэтому мы призываем в молитвах пришествия Царства Божия.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
Если мы будем верны Богу, то и воля Его будет действовать в нас. Мы ведь понимаем, что одними своими желаниями очень быстро заходим в духовный тупик. Желание стать подобными ангелам, которые полностью подчиняются Создателю, пронизывает эти строки молитвы. Воля Божия, которая нам когда-либо открывалась, демонстрирует духовный простор. Он воодушевляет нас и каждый раз убеждает в том, насколько велик наш Бог. И мы уже сейчас хотим увидеть отпечаток Небесной Церкви на земле, встретить близких по духу людей, увидеть возрождение веры в обществе, самим стать сосудами Святого Духа. И на то – воля Бога.
Получим все, что попросим
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
По слову Христа, нам не стоит заботиться о том, что поесть или одеть завтра. Нужно честно работать, а все остальное подаст Бог. Звучит просто, но очень сложно принять в нашем мире. Мы ведь все время делаем запасы, откладываем на что-то, стремимся заработать. Хотя жизнь наша призвана к подготовке к вечности. И в молитве Господней мы просим на каждый день насущного хлеба, необходимого нам. А еще нам нужно помнить, что хлеб символически обозначает еще и Тело и Кровь Христа. Без этого Хлеба нельзя представить вечной жизни. В Таинстве Евхаристии мы соединяемся с Богом. Уже здесь, слышите, на земле. И именно этого хлеба нужно просить в первую очередь.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Трудно говорить о том, чего редко делаешь сам. Мы просим Бога простить наши грехи. Прощаем ли другим людям или годами ходим с желчью злопамятства в сердце, которая плещется через край, стоит нам увидеть недруга? В каждом человеке запечатлен образ Бога. И в нас, и в них. Бог, Которому мы подражаем, прощает всех. Прощаем ли мы, подражаем ли Ему в этом непростом, но нужном подвиге облегчения собственной души? В строчках молитвы в данном месте мы прямо просим Бога простить нас так, как прощаем мы. И каждый раз, повторяя эти строки, мы можем сдать экзамен перед своей совестью: получили ли в нашем сердце прощение наши обидчики и недоброжелатели и те, кто несправедливо обвинен нашим гневом?
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Искушение сопровождает христианина всю его жизнь. Предложение совершить грех поступает буквально 24 часа в сутки через мысли, эмоции, людей и события. Столкнувшись с искушением, христианин должен молниеносно сделать выбор. Не всегда это так просто, потому что грех прячется под разными обертками, а духовный сканер надо заряжать. Поэтому мы и просим у Бога избавить нас от негативных последствий искушения, то есть, греха. А вот распознать и оттолкнуть от себя зло для нас полезно, словно тренировка. И мы ведь понимаем, что за всеми искушениями стоят не люди, а дьявол. Прощать людей нужно потому, что они слабы и подвержены влиянию лукавого, который с незапамятных времен враждует против Бога и человека. Но если Бога дьявол не может причинить вреда, то человеку – вполне. Помочь нам в борьбе с этим темным духом может только Господь. Дать нам духовные очи и силу выдержать любые испытания, выпавшие нам в жизни.
И будем верны Отцу
«Яко Твое есть царство и сила и слава, во веки веков. Аминь».
Такими словами заканчивается молитва Господня. В ней христианин свидетельствует о своей верности Богу, Его величии и силе. Царство Небесное существует вне нашего времени, оно гораздо интереснее, ярче и светлее, чем реальность вокруг. Оно было и будет. Последние слова молитвы Господней чем-то похоже на повторяемые верующим слова присяги. Каждый раз христианин свидетельствует о верности Богу и напоминает о Вечном Царстве себе. И если это Царство – финал всех земных стремлений, то почему мы занимаемся с усилием и остервенением всем, кроме самого главного?
✻✻✻ ✻✻✻ ✻✻✻
Люди возносят молитву Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу в самых разных нуждах. Верующие просят Подателя всех благ об исцелении от болезней всех степеней тяжести, о решении проблем в работе и финансовой сфере, о счастье и благополучии детей, защите от врагов и примирении с обидчиками, о прощении тяжелых грехов и помощи в борьбе со страстями. Список всех просьб к Господу невозможно составить, так как Он откликается на просьбы всех, стремящихся исполнить Его заповеди. Вы так же можете подать записки на МОЛЕБЕН ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу в Вознесенскую Давидову пустынь.