Источник: pravoslavie.ru
Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мученическую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери — святой Софии, которая через несколько дней скончалась на могиле дочерей от скорби. Сегодня многие православные христиане также испытывают страдания за свою веру, может быть, не такие ужасные, как святые мученицы Вера, Надежда и Любовь, но по-своему тяжелые. Часто на работе, а иногда и дома, людей, верующих во Христа, осуждают, пытаются убедить их в том, что верующие — слабые люди, поэтому и придумали себе Бога, на Которого можно свалить вину за все свои горести. Насколько важно православному христианину открыто отстаивать свою веру и как это делать, рассказывают священники Артемий Владимиров и Олег Булычев, а также диакон Валерий Духанин.
«Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым»
Священник Олег Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):
— На примере подвига святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии можно увидеть, насколько далеко многие современные христиане отошли от истинного понимания смысла страданий, значения скорбей в жизни верующего во Христа. Если первые христиане жили в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за Господа, соответственным образом и детей своих воспитывали, то мы, убаюканные отсутствием больших гонений, часто пытаемся договориться с миром, стараемся даже в чем-то от него не отставать.
Но земная жизнь не может не быть скорбной, скорби и страдания есть ее необходимейшие условия (Быт. 3,16-19). Тем более это касается христиан, которых мир ненавидит (Ин., 15,19) и постоянно испытывает на прочность их веру, подвергая их гонениям в той или иной форме. Всякий христианин должен знать и быть готовым к тому, что для сего суетного мира он чужой, «не от мира сего» (Ин., 17,16). Ведь «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,16).
Поэтому не надо надеяться на понимание и снисхождение со стороны сынов мира сего.
Агнец и волк никогда не договорятся. Христианину необходимо дерзновенно и твердо, не навязывая никому, но и не скрываясь, нести по жизни принципы своей веры.
Как можно кого-то бояться, стыдиться или унывать, если за тобой стоит Самый Сильный, Который хочет быть другом для всякого верующего в Него (Ин., 15,14)! Поэтому один христианин среди толпы не ведающих Истины Христовой людей — это Гулливер в стране лилипутов.
Надо не обижаться на этих несчастных людей, которые позволяют себе иронизировать или даже глумиться над нашей верой. Надо повторять вслед за Господом: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк., 23,34). Этих людей нужно искренне пожалеть и снизойти, ведь они жертвы собственной духовной слепоты, которая выставляет их глупцами в глазах людей, просвещенных Премудростью Божией. По степени их духовного развития они еще младенцы. А на детей за их нелепости и немощь не обижаются и в любви им не отказывают.
Христианин же, пытающийся быть своим для людей, смотрящих свысока на его веру, старающийся поменьше выделяться своими убеждениями, ничем не лучше этих своих противников. Просто возникает вопрос, зачем ему вообще при таком образе поведения придерживаться христианских убеждений? К сожалению, среди современных православных немало тех, кто скорби и страдания воспринимает как нечто ненормальное и неприемлемое, как нечто, от чего необходимо поскорее избавиться.
Но ведь скорби, гонения и лишения есть соль жизни христианина, неотъемлемое составляющее его следования за Христом, его крест.
Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым. Об этом сказал Господь: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф., 10,38). Об этом же свидетельствует и народная поговорка: «У кого нет скорбей, того забыл Бог».
Чтобы с достоинством претерпевать все случающееся в жизни, необходимо иметь правильный взгляд на значение и смысл страданий. Святые отцы всегда горячо благодарили Бога за них. Потому что знали и понимали, что через скорби действует десница Божия, исцеляющая ими душу от тлетворных страстей.
Бог знает наши возможности — и больше, чем мы можем понести, не пошлет нам испытаний. Ежедневное претерпевание даже небольших скорбей, от родных или от коллег по работе, делает человека способным мужественно встретить и гонения за веру. Прячась же от скорбей за комфортной жизнью, человек, не подтвердивший свою веру в обыденной жизни, в быту, легко отречется от нее при наступлении малейшей угрозы для его жизни или здоровья.
Стояния за веру христианских мучеников и духовный опыт преподобных отцов учат, что страдания за веру не надо воспринимать как именно страдание, скорбь, лишение чего-либо. «Скорби же, и притеснения, и гонения — не несчастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божии… Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога» (преп. Георгий, Затворник Задонский). Жизнь постоянно доказывает, что часто то, что мы воспринимаем как трагедию или несчастье, смиряющее нас даже и без нашего желания, в итоге приводит к большому благу. Скорбями посещает нас Сам Господь, поэтому мы должны радоваться Его вниманию к нам, подражая в этом святым мученикам, а не роптать и отчаиваться, прогоняя Его этим от себя.
Предки наши, наученные Православием, знали, как надо правильно относиться к скорбям. Свой полезный опыт, отражающийся в известных нам поговорках, они передали нам: «Что Бог ни делает, все к лучшему», «Собака лает, караван идет». Как это созвучно со святоотеческим учением! Многим из нас пригодится в жизни прекрасный пример правильного отношения к скорбям и лишениям, описанный в Древнем патерике. Один старец предложил ученику своему научиться истинному терпению скорбей у каменной статуи. Та бесстрастно взирала и никак не реагировала ни на похвалы, ни на оскорбления и унижения, которым подвергал ее по совету старца ученик.
Так и мы не будем пристращаться к страданиям, роптать и унывать. Ведь часто в обличье скорбей приходит к нам благо Божие, на которое в других бы обстоятельствах мы бы и не обратили внимания. Главное, чтоб не постыдиться нам Господа своего перед этим миром прелюбодейным, иначе постыдится Он нас, когда придет судить этот мир (Мк., 8,38)!
«Вера отстаивается не столько словами, сколько образом жизни»
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии:
— Вначале хочется несколько слов сказать о празднуемой памяти мучениц. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София особо отмечаются Церковью, потому что ради Христа испытали беспрецедентные муки. Во-первых, пыткам были подвергнуты дети, которые в силу самого возраста еще не устойчивы, как правило, боятся боли и потому могли бы с легкостью уступить, но этого не произошло. Их истязали одну за другой, а они все равно не отреклись от Бога. Во-вторых, всё происходило на глазах их мамы, которую, чтобы доставить ей больше боли, саму убивать не стали. То есть, это надругание над самыми нежными чувствами, которые только могут встретиться в мире — чувствами матери к своим маленьким детям. Зная это, разве можно каждому из нас говорить, что наша личная жизнь слишком трудна? Бог попускает те трудности, которые мы можем понести, и которые могут доставить нам подлинные вечные блага.
Если трезво посмотреть на настоящее время, то от нас никто и не требует отречения от веры, как то было с древнехристианскими мучениками. Никаких серьезных гонений сейчас нет. Но нас просто не понимают в нашей вере, и это обычное для православного христианина положение. Не хочется кого-то разочаровывать, но часто мы мучаем сами себя, переживая, что от чужого непонимания или насмешек страдает наша вера. Мне неоднократно приходится говорить на лекциях по апологетике, что никакие выпады против Бога, веры и Церкви не повредят ни Богу, ни Церкви, ни вере.
Бог всемогущ, Он не нуждается в нашей защите, Церковь будет стоять до скончания века по слову Христа, а православная вера как Откровение Божие, как дар Духа Святого, будет сохраняться посреди любых гонений. Поэтому всегда важно помнить, что в конечном итоге ущерб терпят те люди, которые выступают против Бога, Церкви и веры.
В этом смысле они конечно заслуживают сожаления, но никак не негодования на них. Понимая, что проигрывают в конечном итоге они, мы сможем правильно к ним относиться. То есть, для начала важно не терять внутреннего равновесия при каких-либо выпадах, сохранять внутреннюю свободу, и только в таком положении можно будет правильно и взвешенно отвечать.
Впрочем, важно еще и помнить, что конечно можно многое объяснить, дать, так сказать, осмысленное обоснование нашей веры, но пытаться словами переубедить неверующего — что мертвому припарки. Потому что верующий и неверующий исходят из двух противоположных жизненных опытов. Неверующий, хоть что ему говори, не замечает Бога, для него Бога нет, и это его личное внутреннее переживание. Напротив, верующий живет ощущением присутствия Божия. Для него Бог так же очевиден, как и родители, от которых он появился на этот свет. Совместить два этих опыта невозможно, и потому возникает взаимное непонимание.
Есть такая притча «Слепой и молоко». Один слепой спросил зрячего: «Какого цвета молоко?». Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая». Слепой спросил: «Значит, этот цвет шуршит под руками, как бумага?» Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука бывает белая». Слепой спросил: «Он такой же мягкий и сыпучий, как мука?» Зрячий отвечал: «Нет, он просто белый, вот, как заяц-беляк». Слепой сказал: «Что же он и пушистый, и мягкий, как заяц?» Зрячий сказал: «Нет, белый цвет — такой точно, как снег». Слепой спросил: «Он верно и такой же холодный, как снег?» И сколько примеров зрячий ни приводил, слепой никак не мог понять, какой бывает белый цвет молока. Иными словами, есть вещи, доступные только непосредственному личному восприятию. Вот так и неверующий поймет верующего только тогда, когда сам прозреет, увидит то, что открыто внутреннему взору верующего.
Но давайте задумаемся. Если речь идет об отношениях с сотрудниками по работе, то кого там больше всего уважают? Наверное, людей ответственных, честных, способных поддержать ближнего в трудную минуту. И вот здесь христианину представляется широкое поле для проповеди. Вера отстаивается не столько словами, сколько образом жизни. Когда увидят, что верующий в Бога не плывет по течению, не увлекается общими страстями, но при этом всегда поможет и поддержит, то его внутренняя позиция будет вызывать уважение.
В этом признают жизненную силу, а не слабость, как думали по началу. А раз так, то значит, вера в Бога действительно укрепляет, она дает что-то такое, чего не имеет неверующий. Так некоторые, испытав уважение, заинтересовались и со временем неожиданно для себя обрели собственный личный опыт веры, я знаю такие примеры из среды близких людей.
Только не надо ждать, что наши попытки, беседы с неверующими сразу их обратят. Всё это — семена, упавшие на почву их душ, они с Божией помощью могут произрасти впоследствии, если какие-то перемены начнутся внутри самого человека.
«Достоинство христианина познаётся в испытаниях»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято— Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России.
Относительно сегодняшнего дня можно сказать следующее: христиане терпят страдания за веру не менее тяжкие, чем это было в первые века распространения евангельской вести по земле. И речь идёт отнюдь не о моральном унижении и духовной дискриминации, но о самых настоящих физических гонениях, мученической смерти, преимущественно от рук представителей воинствующих течений мусульманства, но не только. Развитие бандеровского «майдана» на Украине пополнили число мучеников за веру и правду Христову и из числа духовенства, и из числа благочестивых мирян, что отзывается болью в сердцах миллионов православных христиан всего мира, а особенно России.
Однако, возвращаясь к вашему вопросу о духовном противостоянии внутри нашей страны, должен сказать, что она занимает особое место в мире, и вполне оправданы слова преподобного Серафима о том, что в России преимущественно сохранится живая вера во Христа и соответствующий уклад, порядок, образ жизни.
Тем не менее, везде, начиная от школьных аудиторий до рабочих коллективов, сталкиваются между собой вера и неверие; христианское долготерпение и милосердие — и неуживчивость, плохо скрываемая раздражительность; чистое слово, исполненное правды и любви, — и разнузданная брань, включая прямое богохульство. Тепличных условий на земле нет или почти не бывает.
Достоинство христианина познаётся в испытаниях, в умении преодолевать искушения.
Для нас руководящим остаётся слово апостола Петра, который призывает христианина уметь на всякое время и во всяком месте «дать отчёт о своём уповании». А святой апостол Павел добавляет, что делать это нужно со всякой кротостью и смиренномудрием, в надежде на то, что исполненное любви и здравого смысла слово христианина, с верой воспринятое, даст возможность уловленному диаволом человеку выпутаться из его сетей.
Тезис, будто верующие — слабые люди, мне кажется, не современен и старомоден. Жители Донецка и Луганска, не уехавшие из осаждённых городов и пережившие бомбёжки и разрушение жилых домов, — это слабые люди? Святой Иоанн Богослов говорит о том, что вера наша есть победа, победившая мир. Апостол Павел добавляет: «Противостаньте диаволу, и он убежит от вас. Стойте в вере, мужайтесь, будьте непоколебимы, укрепите расслабленные колена… Смиритесь под крепкую руку Божию, — и Господь вознесёт вас в своё время… Мало имеешь силы, но держи то, что имеешь, дабы никто не восхитил венца твоего… Будь верен даже до смерти — и дам тебе венец жизни». Эти заповеди Господни призывают христианина к мужественному противостоянию злу, умению не пасовать, не показывать тыла пред лицом агрессии, в том числе и словесной.
По моему глубокому убеждению, истинный христианин — это сильная личность. Сильной, светлой, ясной, целеустремлённой должна быть его мысль; всепокоряющей силою пусть будет наполнено его слово, умеющее заграждать уста нечестивых; сильным в кротости и смирении подобает быть нашему сердцу.
Поэтому мы должны быть готовы дать с любовью, благожелательством, но и строгостью отповедь тем, кто вследствие растления своего ума и сожжённой совести пытается поколебать религиозные убеждения верных чад Церкви.
Если христианин услышит где-то в противоположном углу большого помещения нечестивый разговор двух людей, может быть, ему не нужно влезать в этот конфликт. Если же именно к вам обращена циничная речь, оскорбительная для чувств верующих, можно и должно строго прервать её, призвав уважать убеждения окружающих. Особенно плодоносен в своём ответе бывает тот христианин, который не теряет благожелательности, светлости во взоре, кто желает добра говорящим и поэтому не оскорбляет их, не унижает, но мягко вразумляет, обезоруживая своими разумными контртезисами слабость их идейной позиции.
Будем в этом отношении учиться у Христа. Вы помните, Он взирал со скорбью на окружавших Его фарисеев и скорбел об их окаменении сердечном, однако в ответ не злословил, но кротко вразумлял, свидетельствуя об истине. Эту мужественную мудрость и всепобеждающую любовь мы призваны заимствовать у Спасителя, нас всегда поддерживающего, вразумляющего и исполняющего наше сердце и уста силы Божией. И если ты истинный христианин, то ни в коей мере не можешь позволить себе ожесточиться, даже потерять спокойствие.
И по внешности мы, «сыны света», «сыны Царствия», должны отличаться от сынов века сего. Налитые кровью глаза, дрожащие от ненависти губы, брызгание слюной, размахивание кулаками, срывающийся в истерике голос — это не про нас.
Но либо Христово молчание пред лицом циничного заговорщика, либо кроткое и сильное слово любви и вразумления, сдобренное тайной молитвой за оскорбляющих и гонящих нас.
Дай Бог православным христианам, которые размышляют на эту непростую тему, в ежедневном чтении Евангелия и Апостольских Посланий находить всё необходимое и достаточное для общения с ближними и дальними, для стяжания искусства защищать нашу веру и вразумлять её противников в духе правды, кротости и любви.