Насколько мы свободны перед Богом? Каким видят Бога либералы? Существуют ли границы свободы соответственно Библии? Как узнать волю Божью о человеке?
Небесный дар свободы
Святые Отцы Церкви называют свободу одним из важнейших качеств образа Божия в человеке. Поскольку сам Творец свободен и независим, и человеку Он дал умение творить и менять мир. Когда человек действует в унисон с Богом, то является соучастником в беспредельности Его творчества.
Но почему всесильный Демиург не стал превращать нас в марионеток?
Только свободный разум способен сделать выбор между добром и злом. И Бог хотел, чтобы мы возлюбили Его и всё доброе без принуждения. Он предлагает нам свою благодать, мы можем уловить её, принять в душу Божественную энергию, стать чище, мудрее, совершенней.
Бог мог бы вернуть Адама и Еву в состояние до грехопадения, стереть им память о дурном поступке. Но не поступил так, потому что уважал свободу их выбора.
«Если бы Сам Господь, если бы и сатана, брали во власть свою насильно, то человек не был бы для себя виновником того, что впадает он в геенну, или получает Царство», поясняет прп. Макарий Египетский.
Поиск свободы во грехе
В прошлые столетия многие искали свободу в благотворительности, в монашеском житии, в юродстве ради Христа, молодые дворяне уезжали в глушь, чтобы учить детей простонародья и видели свободу в жертвенности.
Трендом нашего времени является поиск свободы во грехе. Переступая границы морали, люди ощущают ложную полноту жизни. На деле всё глубже забредая в болото.
— Свободу ищут в блуде. Изменяют направо и налево; занимаются извращениями; соблазняют детей; разводятся, спасаясь от обязательств.
— Свободу ищут в убийстве. Едут на чужую войну, чтобы убивать из спортивного интереса, а не из убеждений.
— Свободу ищут в абортах. Считают, что освободились от финансовых и прочих проблем, вовремя прикончив младенца в утробе.
— Свободу ищут в издевательствах. Травят в интернете тех, кто не нравится: из-замировоззрения, из-за внешности и других аспектов.
Дома бьют жён и детей, родителей-пенсионеров. Мучают беззащитных животных.
И это ещё не все прелести «свободного мира».
«В веке несовершенном нет совершенной свободы», говорит прп. Исаак Сирин.
Одна из публикаций Русской службы BBC рассказывает о том, что в моду вошла полиамория, когда человек живёт с двумя-тремя партнёрами, которые не считают это изменой. Помилуйте, что в этом нового? Только термин. А на деле свальный грех, которым занимались отбросы общества во все времена. Двое бомжей с бомжихой под платформой у вокзала — разве не то же самое?
Разумеется, разгул страстей не прибавляет счастья никому. Кратковременное ликование падшего рано или поздно оборачивается проблемами. Но общее настроение распущенности рекламируется прессой, разжигается в Интернете. Цензура по большей части бдит за оппозицией, зато совращение малых сих её не очень волнует. На днях видела в Контакте аккаунт сутенёра, предлагавшего детей пяти лет! Почему его ещё не вычислили по ай-пи, как вычисляют неугодных блоггеров?
Гнев Господень и либеральный Боженька
Стоит задаться вопросом: готов ли Бог терпеть все наши «свободы» и есть ли у них границы? В православной прессе тоже новый тренд: либеральный Боженька. Он, по словам некоторых современных священников, готов стерпеть любые прегрешения, потому что Он есть Любовь. Если Любовь, то при таком Боге можно жить как попало —естественный вывод обывателя. Либеральный Боженька удобен для ищущих свободу во грехе.
— Нельзя пугать детей, что Бог накажет! — Вопиют новые властители умов. — Бог это воплощённое всепрощение! Он не наказывает, мы сами наказываем себя, а Он только попускает.
Конечно, бывает, что человек сам наказывает себя. Например, из-за блуда заражается СПИДом. Попущение, значит, безразличие Бога к грешнику, на которого просто махнули рукой: живи, как знаешь, погибшая душа!
Но как насчёт камней и серы, которые обрушились на головы жителей Содома и Гоморры? Это непохоже на попущение, это чистый гнев Господень. Это продуманное наказание. Стирание скверны с лица Земли.
Есть Божий Суд! И некоторых Он начинает судить при жизни.
Но происходит адаптация религии под нужды большинства — удобный Бог, который якобы с распростёртыми объятиями примет любую мразь, а священник-модернист отпустит грехи без епитимии. И главное — для этого не нужно усилий, только забежать в церковь раз в месяц и поставить пару свечек.
Но вспомним, что Бог дал миру свой Закон — 10 заповедей. Нарушая законы в своей стране, человек несёт наказание. Почему же мы думаем, что Бог в своём государстве — Вселенной, не накажет преступивших его Закон?
Исторический пример
В августе Церковь вспоминала Илию Пророка. Я изучала его Житие и нашла там хороший пример о свободе выбора. Как известно, Илие пришлось состязаться с волхвами на горе Кармил. Они просили Ваала сойти огнём и принять жертву. И пророк Илия просил Господа принять его жертву. Жрецы проиграли. Огонь свыше сошёл на жертву Илии. Тогда народ пал ниц, признал единого Бога истинным, переловил волхвов и Илия лично заколол их. В Библии упоминались 450 волхвов Вааловых и 450 дубравных. Итого 900 человек. Но некоторые считают, что всё же 450. А теперь подумаем:
— Была ли у волхвов свобода выбора верить в Бога Единого или в Ваала? Да. Но волхвы выбрали Ваала.
— Постигла их кара от Илии? Да. И Бог не наказал Илию за массовую казнь.
Гибель волхвов была угодна Ему.
— Была ли свобода выбора у Илии? Разумеется. Он выбрал Бога и стал святым.
Волхвы за свой выбор были заколоты, а Илья вознесён живым на небо.
Значит, Бог уважает свободу выбора до определённой границы — до того, как она превращается в надругательство над его Законом.
Прп. Варсануфий Великий говорил: «Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим».
Сегодняшняя карамельная трактовка религии сводит всё к доброте Христа, который никого не карал. Но в Ветхом Завете — Бог Саваоф проявление той же Троицы, Отец Иисуса. И Его грозная ипостась никуда не делась, судя по множеству катастроф и катаклизмов, которые почти каждый месяц обрушиваются на разные страны.
Евангельская свобода
В Евангелии сказано: «Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Истина это Христос, его отношение к людям и миру. Она освобождает от греха. Выводит человека из состояния духовного рабства у собственных страстей. Пока этого не произошло, мы пленники сластолюбия, тщеславия, памятозлобия и прочих недостойных чувств, из-за которых терзаемся, враждуем с ближними, теряем здоровье. Бренная плоть – наш диктатор.
Это пагубное состояние живописал апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:15, 19, 23).
Пленник греха — противоположность раба Божьего, следующего вышней воле. Но определение человека как Божьего раба раздражает многих и не всегда приятно даже верующим.
— Мы дети богов. Мой бог меня рабом не называл. — Любят заявлять язычники.
Не будем обманываться, все мы — рабы Божьи, даже если этого не желаем. Так устроен мир, где Бог всесилен, а человек — слаб. Бог может устроить вселенский потоп, а человек тонет в ванне. Тоже мне, «дитя богов»…
И даже имя большинства людей будет забыто после их смерти. Библия даёт честное определение статуса человека относительно статуса Творца.
В то же время Богу не нужно, чтобы мы для него пахали, рыбачили или строили. Не он отправляет людей в урановые рудники или держит в тюрьмах. Ему нужен от нас духовный труд и верность. Даже это в наших интересах, поскольку делает жизнь гармоничной. И в духовном труде он не требует от каждого монашеского аскетизма. Достаточно не убивать, не красть, не прелюбодействовать, чтить своих родителей.
Так, в цивилизованном государстве человек свободен, но его действия должны быть в рамках установленного законодательства.
Как узнать волю Божью?
— Чего ждёт Бог от каждого человека, кроме исполнения заповедей?
Кому-то Он уготовил обычную жизнь, кому-то особый путь. Иногда верующие люди пытаются узнать, в чём заключается воля Божья относительно их жизни. И по молитвам им даётся знак, наитие. Порой он не сочетается с личным выбором человека, но если последовать Божьей воле, а не своему хотению, в жизнь может прийти чудо.
Некоторые отправляются с вопросами к монастырским старцам, считая их истиной в последней инстанции. Что не всегда правильно, если вспомнить о таком явлении, как «младостарчество».
Преподобный Авва Дорофей размышлял так:
«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».
Тем, кто всё же решился испросить совета у старца, авва Исайя предлагает читать такую молитву: «Боже, сотвори со мною милость, и что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне». Таким образом устами старца ответит Бог.
Протоиерей Алексей Уминский считает, что для познания воли Божьей достаточно искреннего стремления жить по Заповедям и горячей молитвы:
«Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».
Священники предлагают такие способы узнать волю Божью:
— Изучение Священного Писания.
— Совет старца и (или) духовника.
— Благословение родителей.
— Быть в ладу с совестью, принимая решение.
Героизм праведников
Каждая история подвига или подвижничества — это история свободы выбора. Герой, праведник и просто порядочный человек делают правильный выбор между испытанием и отречением от трудностей.
Для настоящего христианина нет вариантов, кроме того, что сочетается с его верой. И когда воля человеческая соединяется с волей Божьей, то человек становится вдвое сильней.
Порой мы не замечаем обыденного подвига обычных людей. Вот мать-одиночка, в глуши, трудится на двух работах, чтобы прокормить троих детей. Вот сын ухаживает за лежачим отцом, хотя мог бы сдать его в интернат. Вот волонтёр помогает бродягам, возвращая их к нормальной жизни.
Свободный выбор это не всегда нечто глобальное. Человек каждый день выбирает между осуждением или смирением, гневом или прощением, трудом или бездействием. Бог не ограничивает нас, но отечески подсказывает, что будет полезно каждому:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…. жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30, 15, 19–20).
Вне Бога нет ни полной жизни, ни свободы, ни истины.
Спас, исповедал и причастил
На днях СМИ опубликовали замечательную новость: священник спас инвалида из горящего дома. Иерей Кирилл Щеголев оказался свидетелем пожара в станице Тишанской Волгоградской области. Собравшиеся зеваки сообщили ему, что в доме может находиться старик 84 лет, обездвиженный вследствие инсульта. Там же были баллоны с газом, который мог взорваться в любую минуту. Некоторые сельчане пытались проникнуть в дом, но страх останавливал — они предпочли собственную безопасность.
Отец Кирилл ринулся в огонь и, задыхаясь от дыма, вытащил несчастного.
Поскольку он был в полном облачении, с епитрахилью и крестом, то тут же исповедал старика, а причастил позже — в больнице. Инвалид сильно обгорел, но был жив.
Затем отец Кирилл взял шланг и принялся тушить огонь. Прибыла «скорая» и пожарные. Тогда священник отправился в храм и отслужил молебен. Только потом он ощутил, что чувствует себя плохо — началась интоксикация. За свой подвиг иерей Кирилл получил медаль из рук митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора.
Вот пример свободного выбора во имя Господне.