Источник: Архангельская епархия
Как сделать так, чтобы ребенок полюбил молитвы и духовные книги, а атмосфера в семье была христианской? О советах святых отцов и собственном детстве рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
Воспитание начинается с утробы
Воспитание ребенка начинается еще в утробе матери. Преподобный Сергий, сосуд Духа Святого, удивлял окружающих и свою мать еще до своего рождения. И в современном мире, когда мама во время беременности часто ходила в храм, причащалась, по ребенку это заметно.
Феофан Затворник, святой XIX века, бил тревогу, говоря о том, что в школах дается неправильное воспитание, детей учат безбожию. И предупреждал, что, если так будет продолжаться, в конце концов у нас не останется христианства, не останется христианского духа, только личина, оболочка.
Родители, с которыми святитель Феофан переписывался, жаловались, что дети их, вырастая, отходят от веры, от Православия. Конечно, для них это было очень тяжело. А святитель отвечал: если в ребенке посеяно благочестие, не надо бояться, надо предать его в руки Божии, и эти семена в свое время взойдут. У него есть и своеобразная инструкция для родителей, чьи дети перестали воспринимать, говоря современным языком, христианские ценности. Он предлагает сначала выбрать подходящее время и спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что его смущает. А выяснив, развеять его сомнения, уничтожить этих идолов. И после этого, с любовью, ни в коем случае не унижая ребенка, внушать истинные христианские ценности.
Ему вторит один из святых нашего времени, афонский старец Паисий. Он сравнивает детей с картошкой. Если молодую картошку потереть, кожура сойдет сама, а старую картошку надо чистить. А если она еще полежит, то начнет гнить, и гниль придется вырезать… Вот почему так важно воспитание, полученное в детстве. Причем детей надо не просто учить, им надо показывать пример. Сами родители должны возрождаться от греха, бороться со страстями. Дети копируют поведение родителей на очень тонком уровне.
Еще один совет старца — причащать детей как можно чаще. Тело и Кровь Христовы — величайшая святыня, которая питает душу и тело маленького человека.
Ребенок — как часы с пружиной
Ребенка нужно приучать к труду. Нельзя говорить: «Ты только учись, а мы все за тебя сделаем». Иногда, пишет старец Паисий, ребенок даже стакан воды себе сам не может налить — родители его кормят, поят, шнурки ему завязывают… Искусственно создавать трудности не надо, но приучать ребенка к преодолению трудностей нужно.
Святитель Иоанн Златоуст приводил в пример, как мы бы сегодня сказали, спортсменов. Первые места занимают немногие, но и другие получают свою награду: у них сильное тело, сильный характер, воля. То же самое и в духовной жизни. Трудности закаляют нас.
Конечно, в семье должна быть совместная молитва. Сначала совсем краткая, ведь ребенка не надо принуждать молиться, это тоже неправильно. Старец Паисий говорит, что ребенок — как часы с пружиной, которые нужно заводить аккуратно. Заткнуть ребенку рот, накричать на него — это не по-христиански.
Важно, чтобы ребенок жил в христианской среде. Иоанн Златоуст пишет, что если человек долго находится в мироварнице, где приготовляют ароматные масла, то потом он еще долго будет благоухать. Так же и человеческая душа. Она может благоухать, а может источать зловоние. Рядом со святыми это благоухание ощущается даже физически. И родители должны делать все, чтобы души их детей были благоухающими.
Смартфоны — в коробку
Конечно, в мире дети будут окружены соблазнами, мир будет тянуть их в другую сторону. Но семью недаром называют малой Церковью. Действительно, у большинства людей в современных условиях нет возможности ходить в храм Божий каждый день. Но в домашней Церкви мы находимся постоянно. И в ней должна быть иная среда, иная жизнь.
У современных родителей часто нет сил, они не молятся дома, не читают отцов Церкви, не читают жития святых… Не случайно игумен Никон (Воробьев) пишет, что если человек не читает отцов Церкви, то кто бы он ни был, прихожанин, священник или епископ,— отец Никон использует страшное слово —он труп. Духовный труп. Поэтому дома хоть чуть-чуть, но должно звучать слово Божие.
Я знаю семьи, где все просто складывают куда-то свои смартфоны, чтобы не было соблазна ими пользоваться. Добровольно. Просто в семье так принято: входим, кладем в коробку, и все. Семья — малая Церковь, а в Церкви мы выключаем телефоны.
Дома, в семье, мы напитываемся христианским духом, а за пределами дома теряем его. Как аккумулятор в телефоне садится, и его надо подзаряжать, так и сердце — его тоже надо заряжать. Как? Добрыми делами, добрыми мыслями, добрыми словами, молитвой, чтением…
Причастие для нас было праздником
Я вспоминаю свое детство. С бабушкой, с крестной мы учили молитвы. Мне было лет пять-шесть, я еще не ходил ни в школу, ни в детский сад. Молитвословов почти не было, молитвы переписывали от руки. И вот бабушка читает, например, «Взбранной Воеводе победительная…» Бабушка читает вслух, потом крестная читает. Они пытаются выучить, а я рядом чем-то занимаюсь, играю. И своим детским умом выучиваю быстрее, и начинаю им говорить: «Бабушка, что ты ищешь ту молитву? Давай я тебе расскажу…» Это их очень радовало. А когда приходили гости, соседи, бабушка говорила: «Внучек, расскажи такую-то молитву… А вот эту расскажи…» Конечно, у ребенка это вызывало интерес, это было как игра. А взрослый в этой игре может и поддаться…
Или взять Евангелие. Когда я уже учился в школе, мама говорила: «Сынок, вот Евангелие, читай в день по главе». И я читал, зная, что вечером будет интересно. Потом мама приходила с работы, начинала готовить еду и просила: «Сынок, мне самой некогда читать, расскажи мне». И я начинал пересказывать, а она задавала вопросы:
— А точно было так? А может, апостол Петр не тонул?
— Как это не тонул? Он тонул и кричал.
— Прямо кричал? А что он кричал?
— Иисусе, Сыне Божий, спаси меня, погибаю!
– Да? А я что-то забыла…
Я бегу, беру Евангелие, показываю. Это было очень интересно. И так можно читать не только Евангелие, сейчас столько замечательных книг! Домашнее чтение помогло мне даже в семинарии. Мы проходили Новый Завет — а я его уже помнил.
А как мы молились! Детям обычно молиться не хочется. Но по праздникам отец говорил: «Давайте читать вместе». И мы читали. У него было шесть классов образования, он читал очень медленно, протяжно. Любил акафисты. В богородичный праздник молился Божией Матери, и так далее. Это были рабочие дни, мы не могли пойти в храм, например, на Казанскую, но праздник оставался праздником. Годы проходят, а я до сих пор помню, как мы стоим перед иконами — вся семья.
А потом, прочитав акафист, папа точно так же спрашивал: «Вы все грамотные, что это означает?» И каждый старался ответить. Еще у нас были духовные книги, не столько, сколько хотелось бы, но были. Отец открывал книгу и говорил: «Что-то я здесь ничего не понял». И то ли он правда не понимал, то ли это был такой педагогический прием…
И, конечно, Причастие. Мама всегда старалась сделать так, чтобы Причастие было для нас праздником. Когда я приходил из храма, у мамы светились радостью глаза, она меня обнимала, целовала, говорила: «Сынок, я тебя поздравляю!» Несмотря на работу, старалась что-то приготовить: или шарлотку испечет, или еще что-то.
На Пасху мы собирались с родственниками, на первый или второй день. Ездили на могилки наших близких, на могилки старцев: дедушки Федора, Алексея Романовича (был такой Христа ради юродивый). Весна, пробивается трава, мы идем с двоюродными братьями… Все это оставалось в сознании, в сердце, воспитывало нас.