• Как неизбежен первый вдох новорожденного младенца или первый удар сердца новой развивающейся жизни, также неизбежна у человека и первая встреча с Богом. Таинственная или простая, чудесная или ничем не примечательная — она бывает разная. Увидит человек ее или не увидит, захочет принять или решит отвергнуть — это уже другой вопрос. Но Господь всегда дает о Себе знать в жизни каждого.

    Но это только первый шаг человека на непростом пути самопознания. Далее идет второй, не менее интересный и познавательный — первая встреча со священником и первая исповедь.

    Столько волнения и переживаний человек может испытывать разве что в своем первом признании в любви или на своей свадьбе или при первой посадке на авианосец. Сердце колотится, словно раскаленный поршень двигателя, язык заплетается, ладони потеют, а мысли путаются и совершенно не желают складываться в стройное повествование. И не мудрено, ведь предстоит заглянуть в такие мрачные тайники своего сердца, в которых мы и самим-то себе не хотим признаться, не то, что свидетелю. И насколько полезна для кающегося бывает эта встреча, настолько же напряженной для священника она является. Часто духовники просто с ног валятся после, казалось бы, всего несколько часовой исповеди. 

    Но я сегодня рискну немного приоткрыть завесу исповедальни, и выдвину смелое предположение, что секрет больших духовных нагрузок на исповеди таится не столько в сферах метафизических и потусторонних, сколько вполне в реальных — наших, земных. Да, часто мы сами вносим свою посильную лепту из невежества, суеверий и всевозможных комплексов и выматываем священника не хуже нечистого. 

    Длинной вереницей тянется народ к исповедальному аналою. Если приоткрыть сейчас сердечные двери томящихся в ожидании христиан, то можно увидеть целую палитру из эмоций и нетерпения, надежд и ожиданий, сомнений и страхов. Первый раз ты приходишь или нет, но для каждого исповедь это — событие, которое хотя бы чуть-чуть, но обязательно изменит его жизнь в какую-либо сторону. 

    первая исповедь

    ***

    — Батюшка, здравствуйте. 
    Видно, что невысокая пожилая женщина волнуется и от этого немного заикается. 
    — Меня зовут Надежда Петровна Столярова. Я первый раз. Я родилась в 49 году в Перми. Много повидала на своем веку. И в партии состояла. Дважды была замужем. Воспитала детей: троих от первого брака и одного от второго. Уже и внуки есть. У меня с собой и фотография имеется. Много всего было в жизни, батюшка. Знаю что такое голод и нужда, что такое смерть и неволя. Повстречала много хороших людей и немало плохих. Родители воспитали меня самостоятельной. Они сами были люди волевые, и меня воспитали так же. Так что своего добиваться я умею. Если надо и мужика могу на место поставить. Да что там мужика — могу и быка смирить. Помню, как однажды были мы в поле… Далее пошла история про то, как при посадке молодыми девушками картошки, на поле выскочил бычок, который послушался властного окрика нашей исповедницы. 
    — Все это, конечно, очень познавательно, — тактично перебивает священник свою рассказчицу, дождавшись окончания эпизода, — но покаяться-то вы в чем хотите? 
    — Да всякое бывало, батюшка. Стараюсь быть честной — родители приучили. Меня дважды грабили — из квартиры почти все выносили, но я не сдавалась. Привыкла, знаете ли, к борьбе. А покаяться этим моим ворам не помешало бы. 
    Священник тяжело вздыхает и понимает, что здесь добрых двадцать минут придется разъяснять не только смысл покаяния как такового, но и что такое грех вообще.

    ***

    — Батюшка, родненький, отпусти мне мои грехи, — жалобным голосом причитает бабушка в платочке. 
    — Да в чем же ты, мать, грешна? 
    — Да во всем, батюшка, во всем грешна. 
    Бабулька с горючим видом качает головой. 
    — Да в чем же таком «во всем-то»? 
    — Да во всем грешна — что есть, во всем грешна. 
    — А поконкретнее, мать, в чем грешна? 
    — Да куда уж конкретнее, батюшка?! Как есть во всем грешна. 
    — Может, что-то особенное за собой видишь? Что-то, что отдельно сказать хочешь? 
    — Да вот я и говорю, батюшка, во всем особенно я и грешна. Во всем грешна. 
    — Грехов-то на свете много. 
    — Да, много, батюшка, много. Все мои, батюшка. 
    — Ты их хотя бы знаешь? Как называется грех, когда завидуешь ближнему. 
    — Да, батюшка, и в этом грешна. Во всем грешна. 
    — Во всем значит?! Тогда зачем Каддафи Муамара убила? 
    — Кого? 
    — Ливийского президента убили, знаешь? Ты там тоже была? 
    — Нет, батюшка, никакую кадафу я не убивала. 
    — Значит не убивала, а говоришь грешна во всем! 
    Священник вздыхая закрывает лицо рукой и понимает, что тут предстоит не меньшая работа, чем с укротительницей быков.

    ***

    — Здравствуйте. 
    Молодой человек подошедший на исповедь выглядел серьезным и настороженным. По его внимательному взгляду, которым он одарил священника, можно было бы заподозрить его в какой-нибудь разведывательной деятельности. 
    — Ваше Преподобие, что вы думаете о современной богослужебной практике? Дело в том, что у меня вызывают недоумение некоторые моменты наших традиций. Почему мы совершаем утреню вечером? Ведь это утреня! Ни в каких правилах не имеется подтверждение такой практики. А замечательное одноголосное пение! 16 веков Церковь молилась под небесные знаменные напевы и лишь в 17-ом приняла ущербный украинский партес. А что такое «подготовка к причастию»? Ни в каких древних канонах мы не встречаем подобного определения. Нигде не сказано о трехдневном посте перед причастием. Почему христианин должен поститься в субботу, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу? Между тем, как сами священники поста не держат. Симеон Солунский говорит, что священник принимает приходящего на исповедь с улыбкой, а вы, отче, не улыбнулись, когда я подошел. 
    — Ты живешь по Евангелию? Можешь подставить другую щеку и любить врагов? 
    — Я не могу, но я не об этом… 
    — Если ты такой знаток канонов, тогда скажи, почему ты сам не соблюдаешь самый главный канон Церкви? Поверь, когда жизнь твоя станет Евангельской, все эти вопросы отпадут сами собой.

    ***

    — Батюшка, вы доктор? — спрашивает священника очередная исповедница. 
    — Нет, медицинского образования у меня нет. Мы тут больше по болезням души специализируемся. А что случилось? 
    — Да не знаю, что делать мне с моим Колькой. Совсем плохой стал. 
    — А что такое стряслось, пьет что ли? 
    — Да пить-то он пьет, но как-то мало. Раньше больше было. Он и есть-то совсем перестал. Весь день лежит ни живой, ни мертвый. Только дышит и то через раз. 
    — Ну пьет мало, это ж хорошо. Обычно жалуются как раз наоборот, что много пьет. А врача звать пробовали? 
    — Да пока что-то нет. Я все своими силами справляюсь. Вот вспомнила, наконец, про церковь. Думаю, может причастить его. 
    — Причастить, это хорошая мысль. Можно причастить. А вы молитесь за него? 
    — Да молюсь, батюшка, молюсь. А вот в записочки-то я уже давно его не писала. Наверно поэтому и захворал. 
    — Да, Евхаристия — это самая высокая жертва на земле. Не забывайте об этом. А он давно у вас исповедовался? Вы бы с ним сегодня вместе и пришли на исповедь. 
    — Да как же он исповедуется, батюшка?! Он ведь и говорить-то не может. 
    — Он что у вас немой или язык уже отнялся? 
    — Да язык вроде не отнялся. Так иногда какие-то звуки издает. Но что-то уж больно вымучено как-то, совсем на мяуканье не похоже. 
    — На какое мяуканье?! Подождите, вы о ком вообще говорите? 
    — Да про кота я своего, батюшка, про кота Кольку. Он ведь мне словно сыночек. Можно сказать с пеленок воспитала. Я ведь его в честь покойного сына-то и назвала. 
    — Господи помилуй! 
    Священник с нескрываемым изумлением и даже ужасом смотрит на женщину. Не нужно в эту минуту быть прозорливцем, чтобы по выражению его лица понять о чем он сейчас думает.

    встреча с Богом

    ***

    — Отче, что мне делать? Я не знаю куда мне спрятаться? 
    К аналою подошел мужчина средних лет в явно возбужденном состоянии. 
    — А что случилось? 
    — Они ищут меня. Они постоянно следят за мной. Я чувствую их везде: дома, на улице, даже в туалете они наблюдают за мной. Батюшка, помогите мне! 
    — Да кто за тобой наблюдает? 
    — Пришельцы. Они похищают людей для экспериментов. Я знаю много таких. Они и меня хотят похитить. Я это чувствую. Я слышу их голоса в своей голове. Они мне что-то установили. Они постоянно прослушивают нас. 
    Мужчина начинает нервными движениями ощупывать аналой с нижней стороны. 
    — Вы проверяли? Прослушивающие устройства — они оставляют их повсюду! Говорите тише. Они и сейчас слушают нас. Они слышали все, что я сказал! Теперь они и про вас узнали! Я подставил вас! 
    — Успокойся, я все проверил — нас никто не слушает, кроме Господа Бога. 
    — Вы не знаете. Человек просто пропадает и все. Его так и не находят. Он числится без вести пропавшим. Пошел за хлебом и бесследно пропал. А что это такое?! У нас что сейчас, военное время, чтобы были без вести пропавшие?! Они похищают нас одного за другим, и ставят свои эксперименты. Мы для них просто крысы, понимаете?! 
    Как бы не любил священник ближнего своего, но иногда молитва о том, чтобы человека «похитили» какие-нибудь медработники кажется вполне естественной.

    ***

    — Батюшка, где у вас можно купить молитвослов? 
    К аналою подошел высокий мужчина в строгом пальто. Сверху из под него виднелся белый воротничок рубашки с галстуком в клеточку. 
    — Спросите в нижней части храма — там есть иконно-книжная лавка. 
    — Дело в том, что мне нужен не простой молитвослов. Обычный молитвослов у меня имеется, но в нем не содержится тех молитв, которые мне нужны. 
    — И что же за молитвы вам нужны? 
    — Я давно уже заметил, что в наших молитвословах нет многих бытовых молитв, и даже так называемые молитвословы «на все случаи жизни» далеко не отвечают своему заявленному наименованию. Например, я знаю, что наш генеральный директор использует не оптимальные модели производственного процесса, оттого мы и в убытке. Вот скажите, кому и как молиться, чтобы руководящий состав компании стал более дальновидным и склонился к рационализации производства? Ведь на одних выставках только разоримся! 
    Священник незаметно вздыхает и почему-то вспоминает слова полковника Скалозуба из «Горе от ума»: «Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь».

    ***

    — Батюшка, что мне делать, я влюбилась? 
    К аналою скромной поступью подошла молодая девушка. 
    — Любовь — это же хорошо! Плохо было бы, если бы ненависть была. А любовь если жертвенная и искренняя, то слава Богу! А если взаимная, то вообще счастье. 
    — Но я люблю священника. 
    — Священника? – ну это другой разговор. У священника уже есть матушка. Но даже, если и нет, по канонам он уже не может жениться повторно. Поэтому надо бы утихомирить свое влечение. 
    — Нет, у него нет жены. Может мне нужно ему во всем признаться? Вдруг полегчает? 
    — Я думаю, не нужно никому ни в чем признаваться. Молись, кайся и борись с этим искушением. Потому что это искушение и есть. 
    — Но я не могу бороться, так как вижу его постоянно. Это настоятель нашего храма. 
    — Настоятель значит? Если мне не изменяет память, должность настоятеля пока занимаю я. 
    — Да, батюшка, так и есть. 
    — Господи помилуй! Да вы сговорились сегодня что ли! Я уже, между прочим, обручен. 
    — Кто она? Вы же монах? 
    — Вспомнила все-таки, что я монах? Это не «она», это «Он». 
    — «Он»! Батюшка, что вы такое говорите?! 
    — Господь Иисус Христос — есть Жених всех истинно верующих душ. Походи-ка ты пока несколько месяцев в Рождественский собор. Думаю, это поможет.

    ***

    — Батюшка, я только спросить. 
    К священнику подходит женщина преклонных лет. Она изучающе смотрит на него, а в глазах читается то ли сомнение, то ли недоверие. 
    — Спрашивайте, спрашивайте. 
    — Вы можете наслать проклятье на мою невестку? Совсем житья от нее нет! Ходит в храм, словно верующая, а сама занимается всякими вещами: поразвешивала эти свои веревочки, слово ей сказать нельзя, всему тебя научит, никакого уважения к старшим! 
    — Проклятье!? Церковь благословение раздает, а не проклятье. А молиться не пробовали о ней? Обычно помогает. 
    — Молиться? Так я ведь и в храм-то не хожу. У нас в поселке своя церква есть. А мой дом прямо рядом с ней. Зачем же мне ходить-то?
    — Живешь, значит, рядом с храмом, а потому и ходить не нужно?! Сама придумала или кто подсказал? А за проклятием-таки пришла. Эх народ, народ! И как можно так все с ног на голову переставить?!

    ***

    — Батюшка, здравствуйте. 
    К аналою приблизился коренастый коротко стриженый мужчина. 
    — Хочу покаяться, батюшка, в любви к своей Родине. 
    — Вообще-то, это всегда считалось подвигом, достойным уважения. 
    — Это да, только из-за этого я не могу спокойно жить. Мы частенько с братвой отлавливаем гастарбайтеров всяких, иногда негров. Ну, немного их рихтуем, понимаете? Один раз наведались в китайский ресторан и устроили там дебош. Я к тому, что если бы я не любил Родину, то не жил бы так грешно. 
    — Да-а, оказывается жареный рис во всем виноват. А любовь к своей семье не вынуждает вас воровать ради нее? 
    — Точно! Откуда вы узнали? 
    — Да вы прям открытие на свет произвели: любовь, оказывается — корень всех зол. Только почему-то апостол не упоминает любящих в числе тех, кто Царствия Божия не наследуют, а вот ненавистники и бесчинники, притеснители, воры и прочие неправедные там имеются.

    ***

    — Батюшка, грешно ли спорить? 
    Очередной исповедник был преклонных лет с аккуратной седой бородкой. Его увеличенные линзами очков глаза, казалось видели тебя насквозь. 
    — Спорить? Ну, вопрос не однозначный. С одной стороны, мир и единомыслие — одни из главных составляющих нашей Церкви. А, с другой, споры допускаются, дабы, по слову апостола Павла, открылись между нами искусные. 
    — Дело в том, батюшка, что есть у меня знакомый прапорщик. Грамотный такой человек: историю хорошо знает. Так вот спорим мы с ним уже не один раз по поводу второй русско-персидской войны: ее причинах и прочее. Он говорит, что немалую роль в этом сыграло восстание декабристов. Еще говорит, что не надо было императору Николаю I посылать дипломатическую миссию в Тегеран, а лучше сразу готовиться к войне. 
    — История вообще сложная наука. Как оно все было на самом деле, знают только непосредственные очевидцы. А нам с вами остается лишь верить историческим версиям тех событий. 
    — Так все дело-то в том, батюшка, что мой прапорщик как раз и есть очевидец тех событий. Я, наверно, забыл сказать, он сам и воевал на той войне. 
    — Как воевал? Она же была в первой половине XIX века! 
    — Ну да. А скончался он уже после — в 1836. 
    — Да уж, вот так откровение! И часто он к вам приходит? 
    — Да заходит от случая к случаю, наверно, под настроение.

    ***

    — Батюшка, дайте мне молитву от навязчивых мыслей! Они не дают мне покоя! 
    — И что же они вам навязывают? 
    — Я не могу есть, пока не прочитаю все ингредиенты. Когда я подхожу к причастию, то думаю, что сейчас упадет паникадило, и я умру так и не успев причаститься. Поэтому часто лезу без очереди. Когда прикладываюсь к иконе, думаю о болезнях, передающихся через прикосновение. Когда целую руку священнику, то вспоминаю, что он спит со своей матушкой. Даже когда я просто стою в углу храма и смотрю в пол, я думаю о том, что эту плитку клали таджики-мусульмане. Батюшка, что мне делать?

    ***

    К аналою подошла женщина средних лет. Она стояла и не говорила ни слова, только периодически смотрела то на Евангелие с крестом, то на священника, который продолжал терпеливо ждать. Наконец, через минуту он нарушил тишину: 
    — Можете начинать. В чем хотите покаяться? 
    — Ни в чем. 
    — Совсем ни в чем? 
    — Совсем. 
    — То есть, совесть спокойна, а жизнь непорочна, как у апостола Павла? 
    — Да. 
    — Может вы святая? 
    — Не знаю, может быть. 
    — Никого никогда не осудили, не разгневались, не пожелали чужого? 
    — Нет. 
    — Никогда не завидуете, не блудите, не спорите, не поститесь, не молитесь? 
    — Нет. 
    — Все понятно. 
    Священник вздыхает и тратит около 5 минут на объяснение такого понятия, как — духовная слепота, после чего отправляет новоявленную святую на подготовку.

    ***

    К аналою подходит супружеская пара. 
    — Батюшка, мы хотим вместе исповедаться. У нас нет друг от друга тайн. 
    — Ну, вместе, так вместе. 
    Однако, через несколько минут становится понятно, что «вместе» не получится. Как только речь заходит о нарушении мужем седьмой заповеди, до священника доносится недовольный шепот жены: Мы же говорили об этом! Ты же обещал мне с ней не общаться! После чего было принято решение о возврате к традиционной практике исповеди.

    ***

    — Батюшка, сколько женщине-предпринимателю нужно построить храмов, чтобы простился грех аборта? Достаточно одного? 
    — Батюшка, я случайно убила свою крыску: я могу завтра причащаться? 
    — Батюшка, у меня фургон просроченного кваса: можно его отдать в церковь? 
    — Батюшка, меня зачали в пост! Я обречен? Что мне теперь делать и как спастись?

    ***

    Что тут сказать? Первый шаг всегда будет отличаться от других, и священники делают на это скидку. Но все же и он должен быть осмысленным, должен свидетельствовать о человеке, живущем в стране с православной историей и традициями. Советское прошлое сейчас уже не может служить оправданием нашего невежества. Причины нужно искать в себе самих. 

    Это повествование не разглашение тайны исповеди. Это — повод всем нам задуматься и мирянам, и священнослужителям, чтобы прийти к взаимопониманию. И если когда-нибудь священник не уделил вам достаточно внимания или заснул, когда вы ему что-то рассказывали или даже убежал от вас на улице — не судите строго. Возможно, у него только что была примерно такая исповедь и он просто устал.

    Данное произведение полностью является художественным. Любое совпадение имен и событий просьба считать случайным!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *