Источник: Личный блог автора
Папа римский Франциск утвердил третье издание книги “Миссал”, определяющей порядок проведения мессы, сообщает католическое издание Avvenir. Отмечается, что в книге изменен текст молитвы “Отче наш”. Слова “Не введи нас во искушение” – Non indurci in tentazione теперь заменены на “Не дай нам поддаться искушению” – Non abbandonarci alla tentazione (сообщает РИА). В сегодняшнем материале размышления на слова «и не введи нас во искушение», о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святого», а также ответ на логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?»
Папа Франциск призывал изменить текст молитвы еще в ноябре 2017 года. По его мнению, фраза “Не введи нас во искушение” не совсем точна, поскольку создает впечатление, будто Бог провоцирует людей грешить. Помимо этого, внесены изменения и в другие тексты. Так, в обновленном виде предстанет один из главных христианских богослужебных гимнов “Слава в вышних Богу”, иначе называемый “Глория”. Вместо “Мир людям доброй воли” (в русском каноническом переводе — “И на земле мир, людям Его благоволения”) в начале теперь будет звучать: “Мир на земле людям, возлюбленным Господом”. По информации Avvenir, новую версию одобрили в ноябре прошлого года, использовать ее начнут в ближайшие нескольких месяцев. Как отметили в Генеральной ассамблее Итальянской епископской конференции, публикация нового издания внесет вклад в обновление церковного общества (источник: РИА).
Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?
Насчет возникших недавно предположений, что Иисус Христос говорил на арамейском, а ученики не совсем верно перевели Его слова на греческий – так это неправда. Дух Святой сообщил апостолам знание иных языков, в том числе и греческого, на котором были записаны все четыре Евангелия в I веке. Они сразу были записаны на греческом, не было промежуточного варианта на другом языке.
Неужели же апостолы, проповедуя язычникам намного более сложные истины – о воплощении Бога и Его страданиях, – не смогли правильно подобрать слова для передачи смысла единственной молитвы, которую им оставил их Учитель?
Однако, действительно, в словах молитвы «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», звучит мысль, что во власти Господа допустить искушение или нет. Объяснить тут все сложностями перевода, во-первых, неправильно по сути, а во-вторых – слишком просто.
Откуда берется зло, если Бог благ и творит мир также без наличия в нем зла? Никакого антипода Богу, вечно ему сосуществующего, нет. Бог творит мир ангельский еще до сотворения человек, затем всю нашу вселенную и в конце – Адама, первого человека, и жену его – Еву. Однако от Бога из-за гордости и нежелания служить Ему отпадает часть ангелов во главе с первым из них – сатаной. Возможно, это происходит потому, что падшие ангелы начинают завидовать человеку, понимая глубинный замысел Творца о нем. Возможно, поэтому человек становится предметом ненависти и злобы этих отпадших, которые называются теперь бесами. Ева согрешает из-за искушения змея, в которого вошел диавол. Адам нарушает заповедь Бога из-за предложения жены. Впоследствии Каин убивает Авеля из-за зависти и обиды – жертву Каина Бог не принял (видимо, он приносил ее как «дань», а не как «дар»), а жертву Авеля – принял. Однако, конечно, человек сам согрешает, сам совершает какое-либо зло, не Бог его к этому подталкивает.
Напомню один логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?». Как бы мы ни ответили, получается, что Бог не всемогущий. Этот софизм используется в спорах атеистов с верующими людьми. Верующие отвечают, что подобные логические ловушки не имеют значения, как и, например, известный парадокс с Ахиллесом и черепахой: с математической точки зрения Ахиллес никогда не догонит черепаху, а с практической – это сделать очень легко.
Так вот, Бог не только может создать такой камень, Он уже создал его – это свободная воля. Это ангелы и люди – именно их свободная воля и есть эти самые «камни», которые Бог, создав однажды, уже не может «поднять». Он не может их свободу принудить, заставить чего-то желать, а от чего-то иного – отвращаться, не может заставить любить, но и не провоцирует ненавидеть.
Однако падшие ангелы могли бы сказать: «Зачем же Ты «ввел нас во искушение»? Зачем создал этих людей? Нам было так хорошо в нашем мире, ведь мы были самыми главными…». Каин тоже мог бы сказать: «Для чего Ты не принял мою жертву? Может, брат Авель и лучше меня, но неужели Ты не мог снизойти к моему самолюбию? Вот поэтому я разозлился на брата и убил его». Ведь и Адам говорит (это уже не предположительно, а из Библии):
«Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». И Ева: «Змей обольстил меня, и я ела»
(Бытие гл. 3, стих 12-13).
Всегда есть возможность обвинить в чем-либо не себя, а кого-то другого, а если и не другого, то обстоятельства. И, конечно, всегда остается возможность обвинить во всем кого-то самого главного.
«Зачем ты меня родила на этот свет?!» – может быть обращен вопрос к матери. Что ей ответить вопрошающему чаду? Да, она родила тебя, и этим перед тобой, наверное, «виновата». Однако ты забыл, что когда-то, когда ты был с ней рядом и не жил по своей воле.
Подобных Себе по своей свободе
…Да, конечно, Бог – Виновник всего. Ведь Он все создал. Он же пошел и на величайшее дело – создал существ, подобных Себе по своей свободе. В ответе ли Творец за них, ведь он их создал? В ответе ли Он за них, ведь они свободны и самостоятельны? Ответ будет и «да», и «нет».
Поэтому в словах молитвы Господней «Отче наш», где говорится «и не введи нас во искушение», нет никакого противоречия. Бог благ и желает нам всякого блага. Однако искушения приходят – приходят из окружающего нас мира: от обстоятельств, людей, от падших духов, от наших собственных размышлений – Бог не останавливает их, попускает им быть. И в этом смысле искушения происходят как бы по воле Божией.
Вот в чем суть: Бог не хочет, чтобы мы подпадали под искушения и согрешали, однако Бог хочет, чтобы мы эти искушения проходили, и проходили достойно!
Отец или мать не могут всегда водить за ручку начинающего ходить ребенка, когда-то они его отпустят – чтобы он стал, в конце концов, как они, и ходил своими ногами. Для этого они его отпускают, а не потому, что не любят его или забыли о нем. Однако пока он учится ходить – ему придется спотыкаться и падать. И родители знают об этом, поэтому его «падения» хоть и не желательны для родителей, но происходят по их допущению, так как они решили дать ребенку свободу, для того чтобы он научился чему-то новому.