• В Ярославской области, недалеко от Ростова Великого, располагается уникальный памятник XVII века – Белогостицкий Георгиевский монастырь. Несмотря на достаточно богатую историю, и в то же время до конца не изученную, в наше время старинные постройки оказались доведенными до аварийного состояния. Долгое время здания ансамбля стояли без крыш, в старинных стенах появились трещины, частично провалились своды.

    Известно, что Белогостицкий мужской монастырь был основан на левом берегу реки Вёксы в начале XV века архиепископом Ростовским Григорием. Название монастыря связывают с легендой об охоте в этих местах князя Кия, основателя Киева, жившего в белом шатре и прозванного «белым гостем». Особой известности монастырь достиг, когда его архимандритом в 1630-1646 годах стал Иона Сысоевич, впоследствии всесильный митрополит Ростовский.

    В середине XVII века обитель была обнесена каменной оградой с четырьмя башнями. В ограду вели трое ворот, над западными возвышалась трехъярусная колокольня. Основу ансамбля составляли два стоящих рядом храма, построенных в 1657-1658 годах.

    Вопрос о необходимости реставрации зданий стоит давно, но по ряду причин постоянно откладывается. Именно поэтому Белогостицкий монастырь в марте 2017 года стал объектом внимания журналистов программы «Наступление на наследие». Состояние построек действительно ужасает.

    По словам директора Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области Дмитрия Турбина, главная проблема – это дефицит областного бюджета на проведение таких работ. Но поразительным является тот факт, что, несмотря на огромную значимость и древность построек, а также его неплохую сохранность, они являются всего лишь выявленными объектами культурного наследия. Они не включены в Реестр памятников истории и культуры, не имеют персонального паспорта и предмета охраны. Чтобы все-таки включить постройки в данный Реестр и разработать предмет охраны, необходимо провести историко-культурную экспертизу, которая далеко не бесплатная.

    «В связи с дефицитом областного бюджета и ограниченным финансированием мероприятий ведомственной целевой программы <…> организация историко-культурной экспертизы в отношении указанных объектов на текущий год не представляется возможной. Вопрос включения ансамбля Белогостицкого монастыря в план мероприятий будет учтен при разработке программы на 2018 год при условии достаточного финансирования», – рассказал Турбин.

    У памятника есть еще и пользователь – Ярославская Епархия Русской православной церкви, у которой, к слову, в 2009 году был заключен договор с Департаментом культуры Ярославской области о сохранении данных объектов культурного наследия. Договор госорган и Епархия между собой заключили, но с 2009 года работы по сохранению даже не начинались. Исключением можно считать только работу волонтеров, которые сколотили временную крышу над памятниками, местами уже прохудившуюся, и вывезли мусор.

    На одном из недавних заседаний общественного совета при Департаменте охраны объектов культурного наследия Иеромонах Никодим, древлехранитель Ярославской епархии, пояснил, что у Епархии в настоящее время нет средств, чтобы начать восстановительные работы, и выразил сожаление, что сторонних денежных средств также изыскать не удается.

    Таким образом получается, что круг замыкается, и внутри этого замкнутого круга – одна из самых ценных построек Ярославской области. По сути, Департамент охраны объектов культурного наследия никак не может защитить эти уникальные памятники от гибели, пока областное Правительство не выделит средства, и в полномочиях Департамента остается только одно – предписаниями и штрафами понуждать к реставрации пользователя. А пользователь (РПЦ – ред.), в свою очередь, который обязан содержать объект наследия в хорошем состоянии, точно так же не может найти средства.

    Изъять у не справляющегося пользователя памятник в данной ситуации также проблематично, так как Федеральный Закон предписывает передать религиозным организациям религиозное имущество, каковым являются Белогостицы.

    Территория монастыря усыпана человеческими останками

    Во время съемок сюжета про Белогостицкий монастырь журналисты наткнулись на многочисленные человеческие останки. В одном из разрушающихся помещений, в углу, скромно стоял мешок с костями, рядом лежал пожелтевший череп. Неподалеку от этого места расположен старый пересохший колодец, который, по рассказам местных жителей, давно уже заполняется человеческими костями, которые то и дело находят либо охранники, либо туристы.

    Возможно, обилие человеческих останков в этом месте связано с тем, что после революции монастырь очень быстро пришел в запустение. Была взорвана Благовещенская церковь. А в конце 1920-х годов были убиты два последних монаха-звонаря. Тогда же комплекс обещали передать музею, однако в 1930-е годы храм отдали под пересыльную тюрьму НКВД. В некоторых черепах можно наблюдать дыры от пуль, всё это говорит о возможных массовых расстрелах в советские годы.

    Сигналы о таких пугающих находках давно посылаются жителями этих мест муниципальным властям – с просьбой о принятии каких-то мер. Реакции нет практически никакой. Как и намерений активно взяться за спасение стремительно гибнущего монастырского архитектурного ансамбля.

    После съёмок сюжета Редакцией Информационного издания «Фронде ТВ» незамедлительно были направлены запросы в Прокуратуру Ярославской области и Главное Управление МВД по Ярославской области по проблеме незахороненных человеческих останков на территории заброшенного монастыря.

    Ответ пока поступил только из Прокуратуры.

    В ответе заместителя Ростовского межрайонного прокурора Н.С.Сарипова по факту обнаружения съемочной группой костей и черепов, говорится, что в ходе проведенной проверки следователем была назначена медико-криминалистическая судебная экспертиза. Однако, в связи с тем, что до настоящего времени судебная экспертиза не проведена, а сроки проверки закончились, было вынесено постановление об отказе возбуждения уголовного дела.

    Странная логика, правда? Скорее, это полное ее отсутствие. Дело решили не возбуждать, так как не уложились в сроки проверки (sic!). Наверно наши правоохранительные органы думают: зачем ворошить прошлое? Но нам еще предстоит искать решение и этой проблемы. Проблемы это долгой белогостицкой истории.

    А пока в адрес Главы администрации Ростовского муниципального района Владимира Гончарова уходит запрос с просьбой принять меры в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», которая прямо гласит – «При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших».

    Источник: фрондетв.рф

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *