Президент России Владимир Путин неоднократно высказывался о том, что стране необходимо повышение рождаемости. Многодетные семьи — это нормальная, традиционная форма для русских. Однако многие затягивают с рождением — кто-то из-за финансовых обстоятельств, кто-то из-за карьеры, а многим, к сожалению, не позволяет здоровье.
О современных многодетных семьях рассказал глава Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, протоиерей Димитрий Смирнов. По его словам, чем больше детей, тем шире человеческое сердце, а с экономическими трудностями мы можем справиться вместе, во многом благодаря Церкви.
“Плодить нищету” – отговорки
— Отец Димитрий, многие, говоря о многодетности, используют выражение “плодить нищету”. Скажите, как Вы думаете, в глубине души эти люди, они просто боятся не прокормить детей и не поставить всех на ноги? Или же они боятся потерять свой привычный жизненный комфорт?
— Одна корреспондентка, которая была на круглом столе, говорит: “Я в молодости сделала аборт”. Сейчас ей уже больше 60 лет. “Что ж, – говорит, – я плохая?” Все говорят: “Нет, нет, хорошая!”
То есть каждый человек ищет в себе какого-то оправдания, своим поступкам, хочет быть хорошим. И поэтому нежелание и ощущение для себя невозможности такого христианского подвига, такого очень естественного, который от самого Бога идет, человека понуждает к тому, чтобы искать какие-то аргументы.
— То есть врать себе зачастую?
— Да, отказываться от рождения детей, “чтобы не плодить нищету”. Борьба с нищетой, понимаете. Это все равно, что если голодно в стране, истребить половину населения. Ну то есть совершенно тут логика отсутствует. Но, к счастью, мне кажется, в общем этот термин как-то отходит, изживается уже.
Дети и карьера
— Скажите, а вот зачастую женщины, даже современные женщины, воцерковленные, верующие, но при этом…
— А вы знаете, женщины, которые живут сейчас на земном шаре, они все современные. Это не из прошлого.
— Буду иметь в виду. Отец Димитрий, и все-таки, вот те самые женщины не из прошлого, они все равно ставят на первое место карьеру, несмотря на то что они верят в Бога. Но у них нет желания родить пятерых, шестерых детей. Сидеть дома, быть кормящей матерью, семейный очаг хранить.
— Вот очень много неверных установок, которые идут из нашего коммунистического прошлого. Ни одна многодетная мать дома не сидит. Она мечтает посидеть, прилечь, она мечтает сходить в концерт. Но она занимается своим подвижническим трудом.
— То есть кладет фактически всю свою жизнь на воспитание деток?
— Жизнь, ум, образование, а зачастую и здоровье и так далее. Что такое любовь? Любовь – это когда человек ради своего ближнего отдает себя всего. Душу свою полагает. Когда апостол Павел говорил о том, что женщина спасется чадородием, он именно это имел в виду. Потому что Господь нам не заповедовал никакой карьеры. Вы должны стать академиками, вы должны стать докторами наук, вы должны стать супермоделями, вы должны стать космонавтами. Что за бред! Человек должен стать отцом, а женщина – матерью. Вот это Господь повелел. А остальное все такая же чепуха, как два месяца работы для того, чтобы два камушка повесить в мочки уха. Ну это разве разумно?
Без детей – депрессивная старость
— Скажите, а Вы знаете многодетные семья? Вот как там внутри?
— Ну а как же, у нас и в приходе есть. И у меня оба брата мои многодетных. Но, правда, я еще более многодетный, но я за счет сирот, которых кормлю, одеваю, учу.
— А скажите про отношения внутри этих многодетных семей. Отношения между супругами, им вообще хватает ли времени друг на друга, например, без деток побыть хотя бы иногда?
— Ну разумеется. А потом, вы знаете, жизнь-то вообще очень быстро проходит. Я вот тут как-то оглянулся, смотрю, все мои племянники выше меня ростом. Только что еще они были совсем такими лопоухими мальчонками. Поэтому да, вот пока семья молодая, а сейчас просто наслаждаются жизнью. И потом, когда дети выросли, наступает счастье во всей его полноте. А когда человек остается один, и у него единственный ребенок куда-то еще отъехал карьеру делать, в какую-нибудь Новую Зеландию, то начинается очень даже депрессивная старость.
— А вы не могли бы побольше рассказать об этом счастье?
— Большинство советских людей, они родились в однодетной семье. Поэтому они и выросли такими эгоистичными, а их цель жизни – это копирование своих родителей. И потом родители все время, даже девочки, ориентируют на высшее образование, одно, второе, третье даже и так далее.
— Зачастую девочек даже воспитывают как мальчиков, потому что папы часто хотят сыновей, а рождается девочка. Я знаю сама такие примеры.
— Конечно, конечно. Вот, нужно вернуться к нормальной жизни. Девочки в куклы играют, в дочки-матери. И тогда все будет хорошо. Не будет страха.
Да, конечно, когда первый ребеночек родился, женщины испытывают страх, некую панику, вместо того, чтобы пока она носит ребеночка, взять все книжки, прочитать, которые нужно, и уже вооружиться хотя бы теоретически.
Девочки учатся материнской роли уже в семье. А так, когда многодетная семья, то девочки в многодетной семье постоянно с младенцем. Они уже с пяти лет и нянчат, и пеленают, и кормят, и качают, и меняют ему пеленки, а попозже и горшки – это самое для них обычно дело, и очень интересное. Даже у нас вот в детском доме когда появляется новый маленький человек, его все ребята окружают, трогают. Посмотрите, у него какой пальчик. Им это все очень интересно, хотя у нас мальчишеский детский дом. Но вот я это наблюдал.
То есть для них это очень важно, появление нового человека, у них появляются новые темы для разговора, они начинают его опекать. У них проявляются какие-то отцовские тенденции в их поведении, у 10-летних мальчишек. Это же очень органично. И потом, ну большое облегчение родителям, потому что когда старшие подросли.
Я вот помню, пришел в одну многодетную семью, и такой порядок, у меня дома такое только на Пасху бывает. Кто это? А мать мне говорит: “Это, наверное, старшая дочь!” То есть она даже не знает точно. А сколько ей? Она говорит: “Пятнадцать”. Понимаете, вот эта старшая дочь выйдет замуж, и с ней будет любой человек счастлив. Хотя она и на музыкальных инструментах играет, и по-английски говорит, и в вообще у них с этим никаких проблем. Ни с олимпиадами, ну вообще. Просто хорошие, развитые детки.
Нормальная семья – это семь детей
— Скажите, а правомерно ли называть семью, где 2 или 3 ребенка, многодетной? Вот что вообще сейчас надо, как правильно понимать понятие многодетной семьи? Это сколько детей?
— Ну вот, если взять такую норму биологическую, то нормальная семья – это семь детей. Вот, у нас, у русских так было сто лет назад. А многодетных – больше семи. Но трое детей в недавнее время считалось бесконечно много. Вот, нас было трое братьев, и каждый раз, когда папа или мама везли нас в детский сад, каждый день мы слышали одну и ту же фразу от тех людей, которые сидели в автобусах: “Это все ваши?” Потому что они такого никогда не видели. На всю школу мы были одни многодетные. Это называлось трое детей – многодетные. Сейчас уже, так сказать, никого не удивишь тремя детьми. Но восемью еще удивишь. Вот мой младший брат, у него 8 детей. Я не удивляюсь, радуюсь. А уж там внуков, я даже не знаю, как это можно запомнить все эти имена.
У девушек зачастую неправильная жизненная установка
— Отец Димитрий, а откуда все-таки взялись вот этот страх и недоверие? И почему многие люди в сторону многодетных семей с настороженностью смотрят? Если не с завистью, со скептикой.
— Ну потому что это действительно большой подвиг. Подвиг души. А современный человек, он очень эгоистичен. Ведь карьера для чего? Для себя же! Но я не могу поверить, что 15-летняя девочка, которая идет на экономический факультет по настоянию мамы, она хочет помочь своей родине.
Чуть попозже, когда она закончит аспирантуру, защитит диссертацию, она уже захочет быть мамой. А окажется, что все ее женихи давно уже женились. И вот она будет чувствовать себя, как теперь по-американски модно говорить, дискомфортно. Вот в чем дело.
То есть это неправильная жизненная установка. Ориентир совершенно не на то. Потому что человек, независимо от карьеры, от талантов, от различных своих успехов, от своей гениальности, он может быть счастлив исключительно в семье. И вот полнота этого счастья, она в семье ну вот как в теле, должна быть голова, должно быть две руки, должно быть две ноги. Без ноги можно жить, и даже без двух. Там протезы бывают.
Также и нормальное развитие детей вообще, правильное их воспитание, я с полной ответственностью это говорю, оно реально возможно, начиная с пяти детей. Тогда правильное распределение ролей, достаточное количество разновозрастных детей. То есть детям уже не нужно каких-то дополнительных общений.
Это все происходит внутри семьи. Там возникает определенная иерархия возрастная. Там есть забота старших о младших. То есть многодетная семья – это подготовка к будущей собственной семье. Сейчас ни школа, ни улица, ни книги этому не учат. И поэтому человек одинок, угрюм, несчастлив.
А детки, они приносят радость. Вот когда-то, может быть 40 лет тому назад в “Литературке” была полемика. Одна женщина заявила в статье, что она объездила весь мир, у нее автомобиль, она кандидат наук, знает три языка. А ей отвечает многодетная мама. “А знаешь ли ты, как пахнет шейка младенца между ухом и плечиком?” А той и сказать нечего. Потому что опыт внешний.
А сейчас при современных средствах связи можно такой видеофильм посмотреть, что лучше всякого путешествия. Если уж так хочется увидеть красоты. Но потом придет время, и дети тебя повезут, куда хочешь. А ты будешь еще не старая. Тебе будет всего 40 лет. А твои прекрасные витязи, которых ты вырастила, они тебе во всем помогут. Поэтому, не знаю, самое большое богатство и счастье, и радость от творчества, потому что я к концу своей жизни понял, что нет ничего слаще, чем выращивать детей.
Дети – куда важнее нефти и алмазов
— Скажите, а как повысить статус семьи многодетной сейчас? Социальный статус, и чего им не хватает, кроме денег?…
— Ну у меня есть утопическая идея. Но когда я ее однажды высказал, там все люди зарычали. Потому что все люди эгоисты. Их так воспитывает современная цивилизация. А так вообще-то почему бы всем, у которых не удалась семейная жизнь, или они малодетны – не взять на себя труд помощи, участия?
Многодетных семей у нас всего три с чем-то процента в стране. Тем, у кого мало детей, допустим, до трех, – скинули, скажем, по 500 – по 1000 рублей в месяц, и им дотацию, тысяч по 200 каждый. Чтоб они могли нанять няню, гувернантку, повариху. И чтобы мамочка, которая вскормила собственной грудью вот этих деток, хотя бы была избавлена от домашнего труда. Чтобы она могла купить квартиру, чтобы она могла купить загородный дом, деткам лучше же расти за городом, чем в каком-то большом городе. Или туда ездить отдыхать… И так далее. Вот взять именно всем народом, потому, что это современные герои. Только они выполняют волю Божию.
Разве многодетные семьи – это не сохранение нашего генофонда? Это куда важнее нефти, газа, алмазов – чего угодно.
— Отец Димитрий, я понимаю, конечно, что наша Церковь она не так богата, как государство, но как Церковь помогает многодетным семьям? Пусть даже нематериально.
— Везде по-разному. Но в нашем приходе, у нас помощь каждой многодетной семье материальная – каждой. В зависимости от количества детей. Она небольшая, но регулярная, то есть мама с папой могут на нее рассчитывать, на нее опираться, это тоже очень важно. Ну и потом сознание того, что ты не один как рыбка бьешься об лед, а что те люди, которые в церкви присутствуют с тобой, они участвуют в твоей жизни – хоть и понемножку, но это дает возможность как-то вздохнуть.
Главная цель семьи – любовь
— Отец Димитрий, сейчас мне хочется подойти к такому сложному вопросу, который последнее время вызывает различные дискуссии в православной блогосфере. Скажите, является ли самоцелью – основной целью в христианской семье – многодетность? Ведь есть семьи, например, тоже православные, христианские, но бездетные. И вообще, в чем главная цель семьи?
— Главная цель семьи – это достижение любви. Но дети дают возможность расширить человеку свое собственное сердце. И причем это касается не только детей. Вот сейчас моя дочка прислала мне портрет моей будущей внучки. Сделанный в УЗИ. Ну вылитый я. И мое сердце расширяется уже до внучки.
— Я вас очень поздравляю.
— Да. Так что вы знаете, это очень интересное такое явление. Еще не родился человек, а я его уже бесконечно люблю. Называю по имени. Думаю о нем, об этом человеке, молюсь. И так – чем больше детей, тем больше расширяется сердце, возможность. Пока не достигнет полноты Христовой любви.
Детей может не быть – но это ничего не значит. Ну, полно сирот… Свою любовь можно – свое сердце – расширить на стариков… Вот та же самая моя дочка до того, как вышла замуж, она очень много занималась стариками. И многих схоронила, и за многими ухаживала – сама, я ее никогда к этому не понуждал. Само сердце требовало.
А вообще женское сердце нормально устроено – оно же жаждет дарить свою любовь! Женщина для этого и создана, женщина это как бы источник такой любви – и для мужа, и для деток, и для всех окружающих стариков – понимаете…
Богом так устроено, чтобы человек и вырастал в любви, и, живя, купался в ней. И Церковь – что такое Церковь по замыслу Божию? Что мы – каждый в своем углу стоит и говорит: “Я люблю, когда в церкви нет народу: вот – я, Бог и мои переживания”… А когда мы все вместе, когда семья вырастает до прихода – сначала сотня, потом тысяча, потом тысячи… И смотришь на лица – все родные. Имена – все известные, вот. И даже знаешь, у кого чего. И готов помогать.
Смотришь на мальчонку, который уже стал священником, образованным человеком, а ты понимаешь, что ты же во многом помог ему получить образование, потому что маме помогал его вырастить. А вот теперь он является украшением Церкви. Как это здорово!
И все эти дискуссии – какие-то странные, это от того, что люди… ну, еще, мы же всё-таки все родились в СССР, поэтому многие люди вообще не понимают, что такое христианство. Бог так и человека создал – как семью. Мужчину и женщину – сотворил их. Чтобы они любили друг друга. И от этой любви рождалось много прекрасных детей – как ангелов. А те из людей, которые хотят перешагнуть эту ступень, сразу тянуться к ангелам – для них существует монашество. Равноангельский чин.
Они устремляются к монашеству, у них есть обет безбрачия, но и то у них есть семья. Это их монастырь, их отец, их архиерей, в общем, всё то же самое. Как можно сказать, модель та же.
Вероника Иващенко
Источник: Царьград.тв