Память апостолов Филиппа и Матфея совершается Церковью 27 и 29 ноября. Они были одними из 12 учеников Христа и всюду следовали за Учителем. После Вознесения апостолы унаследовали от Бога живую веру, стойкость и потрясающую силу любви и всепрощения. О христианстве духа как оно есть – в нашем материале на начало Рождественского поста.
Апостол Филипп
Когда Иисус Христос собирался отправиться в Галилею, Он встретил уроженца города Вифсаида Филиппа и позвал его с Собою. Так будущий апостол оставил свою прежнюю жизнь и заботы, поверил Христу и последовал за Ним.
После Вознесения Спасителя апостол Филипп проповедовал христианскую веру на своей родине, в Галилее. В те времена занятие это было небезопасным, не так давно был распят Иисус Христос, злоба священников и фарисеев не утихала, и можно было запросто стать жертвой жестокого суда иудейских законников. Но это не остановило апостола Филиппа.
Он видел Христа, прошел с Ним важные моменты евангельских событий, внутри ученика бушевал огонь веры.
Из предания известен случай, когда апостол воскресил умершего младенца прямо на руках у безутешной матери.
В первый век христианства Римская империя стала идеальной системой для распространения веры Христа, а иудейские общины – очагами апостольской проповеди.
Апостол Филипп направился в Грецию, но очень скоро представители местной еврейской диаспоры сообщили вышестоящему начальству в Иерусалим, и для борьбы с инакомыслием в Элладу прибыла группа богословов во главе с первосвященником.
Филиппу надо отдать должное: он занимался проповедью в традиционной иудейской среде с многовековым укладом, где отступление от сложившихся религиозным догм и правил как минимум делало его изгоем и белой вороной, как максимум могло стать причиной гибели.
Апостол фактически противопоставлял себя монолитному обществу, но упорство, стойкость и готовность пожертвовать собой за убеждения становилась причиной обратных процессов, когда на сторону «меньшинства» начинали переходить закоренелые законники.
Так случилось и в Греции. Сила веры творит чудеса с человеком, на внутренний порыв Господь всегда отвечает взаимностью. Апостол Филипп смело вступил в спор с первосвященником, опровергая дискредитирующие христианство выдумки о Воскресении Спасителя.
Как и полагается в подобных случаях, не нашедшие разумных аргументов представители делегации из Иерусалима просто набросились на апостола с кулаками, но внезапно ослепли. Конечно, Филипп мог бы злорадствовать, как это часто бывает присуще людям, но вместо этого святой начал молиться. Нападавшие прозрели, многие из них крестились.
Их сердце пронзил Божественный клинок веры: они видели мистическое наказание за свои ошибочные слова, но вместе с тем увидели и великую милость исцеления вместо возможного бремени слепоты на всю оставшуюся жизнь. Апостол, которому наверняка досталось в начавшейся было драке, простил обидчиков и попросил о том же Бога.
Похожий случай произошел с Филиппом в городе Иераполь Сирийский. Градоначальник Аристарх хотел ударить апостола, но внезапно его рука отсохла. Филипп вновь простил обидчика, вновь молился, а увечье вновь исчезло. Фарисеи подговорили местных жителей поджечь дом приютившего апостола человека и хотели убить проповедника. Но их злоба наталкивалась на стену непонятной для общества реакции: Филипп молился Богу и совершал исцеления среди людей, желавших ему зла.
Само каменное сердце смягчается и разрывается покаянным плачем, когда встречает в ответ на свои действия любовь, а не симметричный ответ.
Апостол Филипп жил не царской жизнью везде принимаемого с похвалами человека. Он переходил с из города в город со стойким пониманием, что его ждет неминуемое насилие со стороны иудеев. В Филиппе бил внутренний источник любви, когда он встречал недоумевавших мучителей добрыми словами и чудесами исцелений. Это было просто абсурдно!
Апостол был человеком дела. Оказавшись в языческом Иераполе Фригийском, Филипп силой молитвы умертвил жившую в местном капище ехидну и вылечил многих укушенных змеями. Люди видели старания и заботы апостола и принимали христианство.Конечно, это не нравилось властям, для которых собственный религиозный культ был куда удобнее для управления массами.
Правитель города Анфипат приказал распять Филиппа. В Иераполе же произошло землетрясение, в результате чего многих во время суда засыпало землей.
Что делает висящий на кресте, раненный и истекающий кровью, умирающий человек? Молится о жизнях пострадавших во время землетрясения мучителях. Апостол Филипп так отошел к Богу: прося помиловать своих распинателей. Умирая, ученик Христа переживал не о своей участи, а о своих мучителях.
Апостол Матфей
Святой оставил ради Христа высокооплачиваемую работу сборщика налогов в пользу Рима. Профессия Матфея не пользовалась популярностью в народе, мытари считались предателями. Зато сборщики налогов хорошо зарабатывали, имея возможность взять с простого народа больше, чем требовал Рим.
Очевидно, что Матфей в глубине души тяготился своей деятельностью и с радостью откликнулся на призыв Христа следовать за Ним. Апостол впоследствии возместил убытки тем людям, которых он как сборщик налогов обирал, а остатки имения раздал неимущим людям.
Матфей понял, что на чужом горе нельзя построить счастья, а настоящее богатство – внутри человека.
Апостол стал одним из четырех составителей Евангелия, и его текст идет первым среди остальных. Матфей писал священный текст не по собственному желанию, а по просьбе иерусалимских иудеев. Апостол покинул город и отправился на проповедь, рискуя жизнью, но уже ничем не тяготясь. Матфей видел Самого Бога и Его прекрасно понимал, ради чего на самом деле стоит жить.
В Эфиопии апостол довольно быстро обратил нескольких язычников в христианство, построил церковь и поставил епископа. В африканской стране жили племена каннибалов, но Матфея этот факт не испугал. Однажды на улице апостол встретил жену и сына короля эфиопов Фулвиана. Матфею стало жаль мучающихся от беснования людей, и он исцелил их.
Этот случай положил начало массовому крещению эфиопов, и, как и в истории с апостолом Филиппом, сильно разозлил правителя Эфиопии. Апостола схватили и попытались сжечь живьем. Но огонь не брал тело Матфея, наоборот, ожоги получали мучители святого. Испуганный Фулвиан, желавший апостолу смерти, просил у святого милости. И по молитвам умирающего Матфея пламя, вышедшее из-под контроля палачей, утихло. Это было Божьим чудом, но вновь – проявлением внутренней силой любви апостола, когда он, на пороге смерти, находил силы искренне молиться о своих убийцах. Апостол Матфей отошел к Богу, а потрясенный чудом Фулвиан крестился с именем Матфей, стал епископом и занимался проповедью Христа среди Эфиопов. Любовь апостола из вчерашнего врага Бога сделал друга и верного слугу.
Побеждать любовью
Память апостолов перед Рождественским постом не случайна. Их пример помогает нам, современникам, погрязшим в суете абсолютно ненужных дел, которые мы обозначаем как приоритетные, незатуманенным взором еще раз взглянуть на нашу веру.
Неужели христианство – это название, принадлежность, членство, исполнение внешних предписаний? Иногда можно услышать и от верующих, и от сторонних людей недоумение о поступках православных, идущих в принципиальный разрез с учением Христа.
Апостолы чувствуя дикую боль, находясь на краю гибели, унижаемые толпой находили силы просить Бога помиловать тех, кто причинял им зло. Что делаем мы, христиане, в череде дней нарываясь на грубое слово продавщицы, косой взгляд гопника на улице, подрез другим авто на дороге, выговор от начальника на работе, в сердцах брошенную фразу от близкого? Мы вскипаем, изрыгаем проклятия, мучаем себя воспоминанием о произошедшем непозволительно долго, устраиваем ссоры и даже навсегда рвем отношения. Если не мстим, то бывает, держим за пазухой камень обиды или неприкрытого негатива в сторону того, кого считаем обидчиком.
Но если мы не способны прощать и любить вопреки всему, как же мы можем называться христианами? Для чего нам многодневные посты, длительные службы и благочестивые мины на лицах? Наш Бог есть Любовь.
Апостолы Филипп и Матфей «как бы намекают» на это своим примером как раз накануне важного для нас поста. Поста, который должен стать для каждого из нас возможностью уже завтра стать лучше. Научиться любить, обнимать любовью весь мир вокруг, даже если он ненавидит нас и искренне желает уничтожить.
Христианская любовь – абсурд для мира, но именно в этом чувстве вопреки всему смыслу здравой мирской прагматики и таится секрет нашей победы над любыми обстоятельствами житейского моря.
1 комментарий
Спасибо