Вместе с грустной порой прощания с летом в жизнь современника неизбежно стучится спутница человека XXI века – депрессия. Кто-то уверяет, что ему просто некогда хандрить, потому что работы не в проворот, другой обязательно встанет в очередь к психиатру и как минимум за таблетками в аптеку. А мы рассмотрим депрессию как явление духовной жизни. И не без медицинского объяснения, конечно. Депрессия или уныние – в чем отличие?
Основными признаками психического расстройства, именуемого депрессией, принято считать пониженное настроение и утрату способности получать удовольствие.
Унынием преподобный Иоанн Лествичник называет «расслабление души и изнеможение ума» (Лествица 13:2). Святой также называет один из смертных грехов «оболгателем Бога», говоря об унывающем как человеке, потерявшем веру в Создателя, утратившим надежду на Его промысел и любовь.
Полный упадок жизненных сил, померкшие краски жизни, потеря смысла, отсутствие позитивных мыслей – в этих симптомах уныние и депрессия идут рядом друг с другом. Однако, медицинское объяснение депрессии, как ни странно, выходит за рамки сугубо духовного понимания и лежит в плоскости физической, а значит, является заболеванием.
Депрессия или уныние?
При депрессии (вернее, ее серьезных клинических формах) пациент может испытывать мыслительную и моторную заторможенность. Больного посещают приступы депрессии, обычно они проявляются в утренние и вечерние часы. Может нарушаться сон, пробуждение происходит на несколько часов раньше обычного, а в горле пересыхает. Пропадает отличающий человека разумного навык радоваться и испытывать радость от происходящего вокруг. Может быть, это все-таки уныние? Возможно, и дошедшее до клинических форм, когда без вмешательства специалиста грех поражает плоть.
И в храм, и к врачу
Василий Каледа, врач-психиатр, профессор кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что симптомы умеренной и тяжелой форм депрессии могут не быть следствием греха:
«Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер».
Вместе с тем Василий Каледа отмечает, что если к священнику на исповедь пришел человек с ярко выраженными симптомами депрессии, именно от его слов зависит очень многие. Психиатр настаивает, чтобы в случаях, в которых у человека проявляются и суицидальные мысли, и серьезная внутренняя тяжесть, он должен направить человека к врачу.
Иеромонах Пантелеймон (Шушня) называет депрессию состоянием падения. По мнению священника, болезнь XXI века вызвана внутренним конфликтом человека и разрывом между душой и разумом.
Депрессия означает в первую очередь отсутствие любви. Люди страдают, когда не могут найти вокруг себя приюта в душах других. Мы нуждаемся в подтверждении и со стороны себе подобных, что мы не бесполезны в этом мире. Невозможно избавиться от депрессии без той безусловной любви, которой не нужно ничего взамен, которая тебя не судит и не обвиняет, а принимает и покоит, – убежден священник.
Депрессивное искусство
Наш мир действительно захлестнула настоящая депрессивная волна. В искусстве это декаданс, открыто пропагандирующий красивое саморазрушение. Если внимательно присмотреться к картинам так называемого «арт-хауса», современному авторскому, претендующему на интеллектуальность, кино, среди списка фильмов на виду, как правило, трагедии с откровенной примесью грязи, сделанные ярко и эффектно, не по стандартным клише, но… отдающие духом безнадежного уныния. Модерн, сломавший традицию, наметил ментальную тенденцию на вытравливание из сознания человека связи с Богом, постановку творения на место Творца. Это неизбежно отразилось в культуре и ее формах, несущих дух эпохи.
Фактически, современная культура, постмодернистское устройство мира глубоко враждебны человеческой душе. И потому, находясь в недружественном окружении форм и содержаний, человек, лишенный поддержки Бога (по собственному желанию самого человека), испытывает внутренний кризис. Неудовлетворенность жизнью от потери смысла существования (вернее, от начала попыток к его поиску), грехи, превращенные новой моралью в добродетель, подрывают нормальный душевный строй. Человек начинает страдать. Каталог интима в городе проститутки Сочи Круглосуточно, анонимно
Дефицит любви
Любовь – это бескорыстная жертвенность, готовность потратить себя ради другого, в высшем проявлении – ради Бога. И не требовать ничего в замен. Человек с такой внутренней установкой, какой бы дикой и неэффективной она не казалась эгоистичному миру, по-настоящему будет счастлив и самодостаточен. И православным христианам, живущим в мире, не следует об этом забывать. На планете, испытывающей дефицит любви, верующие люди просто обязаны стать проводниками и генераторами любви, чистой, честной и бескорыстной.
Если нам вдруг выпало стать жертвами депрессии, не нужно унывать, ведь у христиан есть Источник всех побед – Бог. В церковных таинствах верующие имеют возможность соединиться с Творцом, очиститься от накипи оков мира, грехов, страстей, несовершенств, болезней.
Как реагирует христианин на болезнь, коей является депрессия? С радостью: Господь посетил. Несет свой крест, молится, борется с недугом, ищет в нем духовные причины, подходит к проблеме с разумом и, если необходимо, посещает доктора.
Что делать, если депрессия посетила близкого нам человека? Помогать, ни в коем случае не отталкивать от себя, не осуждать, а попытаться поговорить, понять, направить к Богу и/или к специалисту.
А может случиться и так, что накатившая на пару минут грусть от пасмурного пейзажа за окном есть всего лишь легкая осенняя хандра, которую как рукой могут снять целительные слова Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все»!