9 мая по городам России в очередной раз прошагают «Бессмертные полки». Тысячи людей выйдут на улицы с фотографиями усопших воинов, тружеников тыла и узников концлагерей. Накануне дня Победы поговорим об одной из самых массовых народных акций последних лет – «Бессмертный полк».
Как все начиналось
В представлении обывателя «Бессмертный полк» – это появившееся несколько лет назад стихийное движение, которое на фоне неминуемого сокращения числа ветеранов Великой Отечественной стремится к сохранению исторической и личной памяти о фронтовиках. Люди изготавливают таблички с фотографиями, собираются и совершают памятное шествие по центральным улицам своего населенного пункта. В общих чертах это так.
Первое документальное свидетельство еще о советской традиции аналогов акции «Бессмертный полк» относится к 1965 году. Тогда советские школьники в Новосибирске прошли с фотографиями ветеранов по городу. Аналогичное событие было зафиксировано в Липецкой области, где подобные шествия в селе Конь-Колодезь стали регулярными уже с 1985 года. В 2006 году в Ухте подростки принесли портреты солдат к памятнику Вечного огня. В 2007 году председатель Совета ветеранов полиции Тюменской области Геннадий Иванов вместе со своими друзьями пронес фото отца-фронтовика по центральным улицам регионального центра. По словам Иванова, на акцию его подтолкнул сон, в котором он увидел земляков, шествовавших с портретами ветеранов по центральной площади Тюмени. Мероприятие получило название «Парад победителей» и спустя год постепенно охватывало все большее количество городов России.
В 2012 году в Томске по инициативе журналистов Сергея Лапенкова, Сергея Колотовкина и Игоря Дмитриева состоялась акция под названием «Бессмертный полк». По призыву организаторов жителей города приглашали выйти 9 мая на мероприятие с фотопортретами родственников-ветеранов. Именно 9 мая 2012 года можно считать официальным рождением памятной акции.
Мнения и перспективы
Участие президента России Владимира Путина в шествии-памяти в 2015 году стало жестом «благословления» зарождающейся традиции со стороны власти.
«Уверен, на улицы российских, да и зарубежных городов, вновь выйдет множество людей, чтобы влиться в ряды «Бессмертного полка», – двумя годами позже скажет президент.
В 2013 году акция «Полка» проходила в 120 городах России, Украины, Казахстана и Киргизии, собрав 180 тысяч человек. Спустя 4 года только в России с портретами ветеранов на улицы вышло почти 8 миллионов граждан. А география расширилась до 50 стран!
Свою позицию об акции активно высказывает Русская Православная Церковь. Святейший Патриарх Кирилл призывает священнослужителей и мирян участвовать в «Бессмертном полку»:
«Я думаю, что Церковь, которая, конечно, участвует в этом “Бессмертном полку” тысячами и тысячами православных людей, может быть, должна и как-то внешне тоже участвовать — с тем, чтобы было видно присутствие представителей Церкви, хотя, конечно, это дело совершенно добровольное. Но Церковь всегда была со своим народом, и думаю, что было бы неплохо, если бы видимое присутствие Церкви было бы также и в этом шествии».
Патриарх считает, что события, подобные «Бессмертному полку», демонстрируют приверженность народа нравственным принципам и может стать мощным объединяющим началом для всего мира.
Архиереи, священники и миряне Русской Церкви с каждым годом все активнее принимают участие в акции. Звучат и высказывания о том, что границы «Бессметрного полка» можно и расширить до памяти всех событий воинской славы русского народа.
Кстати, 9 мая в РПЦ повсеместно совершаются панихиды не просто по погибшим участникам Великой Отечественной Войны, но и всех усопших воинов вообще. Довольно символично, что на 6 мая приходится день памяти великомученика Георгия Победоносца, считающегося одним из покровителей российских воинов.
«Мы бесконечно не можем выезжать на победе в Великой Отечественной войне. Нам нужны новые победы… Мы предлагаем… расширить «Бессмертный полк» в исторической перспективе, то есть чтобы там стали появляться портреты героев Первой мировой войны, русских героев Отечественной войны 1812 г. и так далее. Чтобы это была некая ретроспектива русской героической истории», – считает Руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Гимн нравственности
Патриарх Кирилл очень метко заметил, что масштабная акция памяти воинов – и всех тех, кого в 40-е коснулась Великая война – показатель религиозного сознания нашего народа. Человека постмодерна отучили проникать в суть вещей и заставили заменить незыблемые ценности ложными.
Однако сквозь «Бессмертный полк» ярко светят древние христианские архетипы нашего народа. Образы покинувших этот мир предков, глубокая задумчивость, дань уважения тем, кто, по рассуждению материалиста просто растворился в тверди земной. Напоминает молитву сердца, панихиду-шествие и крестный ход одновременно.
Большевикам удалось серьезно искалечить русский мозг. Но не сердце.
В разное время жизни каждый человек испытывает «голос крови», стремится не только найти себя в настоящем, представить в будущем, но и сопоставить себя с прошлым. Сравнение с веком минувшим – некий личный экзамен, когда ты смотришь, как было и как стало.
Предок – это часть тебя, сегодняшнего. Его славные поступки становятся тем ориентиром, ниже которого здоровому человеку просто не захочется падать. И в широком смысле «Бессмертный полк» стал гимном высокой нравственности, явленной нашими дедами в непростой для народа период. Высокой нравственности, которую русский народ стяжал у Бога на протяжении всей своей славной истории.