Великий пост, как и положено столь долгому периоду подготовки, заканчивается большим торжеством. Нет, пока ещё не встречей воскресшего Богочеловека. Она произойдёт позднее, после Страстной седмицы. Сегодня Церковь предлагает нам с вами вспомнить другое событие Священной Истории. Вход Господень во Иерусалим, когда иудеи узнали и почтили своего Мессию, а затем отвергли его.
Почему «осанну» сменили требования распятия?
Вход Господень во Иерусалим произошёл сразу после одного из величайших чудес Спасителя. Накануне иудеи были поражены чудом воскрешения Лазаря, о котором все знали, что его тело уже четыре дня лежало во гробе. Однако вот он, живой и здоровый, ходит среди людей! Вкупе с умножением хлебов, исцелением бесноватых, расслабленных, прокажённых и слепорождённых это сделало Спасителя всемогущим в глазах народа.
Теперь уже никто не сомневался, что Христос – это ожидаемый Мессия! И народ Израильский воздал Ему особенные почести. Жители Иерусалима и паломники постилали под ноги едущего на ослёнке Христа свои одежды и пальмовые ветви и выпускали вперёд из толпы детей, чтобы те пели Господу «осанну». Почему же они оказались столь безумны, что буквально через несколько дней схватили Господа и повели на глумление и убийство?
Потому что они ждали земного владыку. Царя, который возродит их древнее государство, уничтожит Римскую империю и покорит весь мир. Они ожидали сытости и изобилия земных благ, власти и раболепия язычников, исцелений и чудес. И ради этого сами были готовы подчиняться и почитать… А Господь сказал им: «Царство мое не от мира сего», «Царство Божие внутри вас есть». Вот отчего евреи впали в ярость!
Агнец Божий, искупивший грехи людей
Спаситель говорил своим ученикам о том, что собирать земные сокровища бесполезно и глупо, так как эти сокровища, как и сам этот мир, конечны. Они призывал своих последователей понести некоторые труды и лишения в этой, временной жизни, чтобы потом получить от Бога вознаграждение в вечности. Господь учил апостолов любви и жертвенности, которую вскоре показал своим примером, когда принял на себя страдания за грехи человечества.
Символично, что Искупитель вошёл в Святой Город как раз в тот день, когда по традиции выбирали пасхального агнца. Священную жертву в память о спасении Богом израильского народа из плена в Египте. Так Он показал ученикам, что на этот раз пасхальной жертвой предстоит стать Ему. Только на этот раз жертва была призвана спасти не один народ, а всё человечество. И от гораздо более серьёзного рабства греху.
«Так готовилось нам восхождение на Небо и открывалось Небесное Царствие, затворенное нашими грехами, и все, что мы потеряли в Адаме, возвращалось! В Адаме мы диаволу и его темной власти подверглись, но через Христово страдание от него избавились. В Адаме мы согрешили и подверглись проклятию, но через Христово страдание возвратилось нам оправдание и благословение Божие», – писал о жертве Спасителя святитель Тихон Задонский.
Как нам правильно встретить Господа?
Но на этом благодеяние Спасителя не было завешено! После воскресения в преображённом человеческом теле, Господь подарил всем нам возможность достигнуть богоподобия. Об этом писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христос преподает Божество Свое человечеству, пожелавшему божества, Сам Бог, воплотившись от Девы, приняв образ раба и твари, причастившись естеству разумных созданий, чтобы сделать их способными причаститься Божественному естеству».
И если мы хотим быть достойными высокой чести богоподобия, а не оказаться в числе отринувших Искупителя с криком «распни его», нам стоит помнить, какое именно Царство проповедовал людям Спаситель. Чтобы понимать, какой ценой дорога в Царство Небесное была открыта для нас, нам нужно приводить себе на память события Страстной седмицы, которые последуют вскоре после Вербного воскресенья.
К этому празднику мы все пришли долгой дорогой Великого поста, чтобы научиться внимать своей душе. Мы принесли покаяние в содеянных нами грехах. Сделали своё сердце чистым и выметенным, чтобы принять в нём Господа. Если мы вернёмся к прежним грехам, то присоединимся к тем распинателям Господа, что бесновались у дворца Пилата. А если удержимся – встанем в ряд поющих «осанну» Небесному Царю. Выбор за нами!
Сегодня мы встречаем давно ожидаемого нами Мессию! Всякий раз, когда мы молитвенно обращаемся к Небесному Царю, Он дарит нас своей любовью и благодатной помощью! С нами Вы можете подать записки о здравии и упокоении за себя и своих близких на литургию праздника. Сегодня – один из лучших моментов для того, чтобы Христос вошёл в Иерусалим Вашего сердца!