Великая Отечественная война явилась настоящей «голгофой» русского народа. Страшные потери отошедшего от Бога народа отрезвили его и подвигли вновь просить помощи у Всевышнего. Каждую минуту каждого дня войны тысячи фронтовиков взывали: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!». И Господь ответил на их искренние молитвы дарованием победы русскому оружию! Великую Победу приближала и Русская Церковь. Сегодня мы вспомним, как это было.
Танковая колонна и эскадрилья истребителей
Сразу после захвата власти в стране большевики стали проводить политику уничтожения Церкви. За годы репрессий множество храмов было закрыто, тысячи священнослужителей и активных верующих – сосланы или расстреляны. Так, что на момент начала войны на свободе находилось всего несколько архиереев, а храмов действовало не более 3% от числа дореволюционных приходов.
Несмотря на это, за четыре года войны Церковь сумела собрать и передать в фонд обороны порядка трёхсот миллионов рублей, часть из которых поступила в виде церковных ценностей. Более трёх миллионов из этих денег пожертвовали стране верующие жители голодающего Ленинграда. Ещё около 500 000 рублей священник Фёдор Пузанов сумел собрать и передать на «большую землю» прямо с оккупированной немцами территории.
Русская Церковь жертвовала фронту не только деньги. Она собирала и продовольствие для бойцов. А часть собранных средств пошла на оплату поставки армии сорока танков Т-34 и эскадрильи истребителей. Танковая колонна получила наименование «Дмитрий Донской» в честь святого победителя монголо-татар, а авиационная эскадрилья приняла имя в честь другого святого защитника Отечества – «Александр Невский».
Добрые пастыри в стаде овец Христовых
Как настоящие добрые пастыри, архиереи и священники разделили со своим народом все тяготы войны. В осаждённом и недоедающем Ленинграде митрополит Алексий (Симанский) и священники делились своим пайком с верующими и их детьми. Александро-Невская лавра стала госпиталем, а крепкие подвалы многих храмов приняли на хранение культурные ценности из «Эрмитажа» и других музеев.
Святой архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий) написал письмо Сталину с просьбой прервать его пребывание в лагерях для оказания помощи фронту: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
После этого владыке был доверен эвакогоспиталь 1515 и консультации всех госпиталей Красноярского края. В течение двух лет святой хирург делал по три-четыре сложных операции в день, после чего дополнительно объезжал другие госпитали, где ставил диагнозы и давал консультации другим докторам по лечению тяжелораненых. В 1944 году архиепископ Лука был переведён в Тамбов, где до конца войны возглавлял местные госпитали.
Многие священники во время войны участвовали в партизанском движении на оккупированных территориях и приняли от нацистов мученическую смерть за то, что доставляли нашим бойцам сведения о вражеской армии. Взывали пастыри и к совести отступников. Известен случай, когда священник Александр Романушко на похоронах полицая предал его анафеме и произнёс такую патриотическую проповедь, что половина полицейской команды ушла в партизаны.
Молитвенная помощь Церкви воинам
Конечно же, собирая пожертвования и делом помогая нашему народу изгнать захватчиков с земли своей Родины, Церковь не забывала и о своём основном предназначении. Творила молитву. Уже в начале войны митрополит Сергий (Страгородский) разослал по приходам текст особого молебна о победе русского оружия: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших…».
Также, согласно благочестивому преданию, в 1941 году был совершён воздушный крестный ход вокруг Москвы. Враг находился уже рядом со столицей, и положение было отчаянным. Тогда Сталин дал архиереям разрешение на облёт города с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. По одним свидетельствам, это была «Казанская» икона, а по другим – «Тихвинская». Так или иначе, после облёта Москвы с молитвой перед образом Пречистой продвижение врага остановилось, враг так и не вошел в столицу.
Преподобный Серафим Вырицкий в годы войны повторил подвиг своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского. В течение 1000 дней и ночей он совершал на камне молитву о русском воинстве и народе. Одновременно с преподобным Серафимом Вырицким молитву о спасении страны от врага творили праведная Матрона Московская, священноисповедник Афанасий (Сахаров) и другие известные и тайные святые.
Промыслительно, что предварительная капитуляция Германии пришлась на 6 мая 1945 года – день памяти святого великомученика Георгия Победоносца и Светлое Воскресение Христово! Этим Господь показал свою особую милость ко всем защитникам нашего Отечества. Вы можете заказать панихиду о погибших воинах, которая будет совершаться 9 мая в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре:
В преддверии Дня Победы самое время молитвенно почтить память павших воинов и всех, кто приближал Победу! Закажите молебен о тех из Ваших близких, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, а на устах – имя Божие!