В «Псалтири» есть два молитвенных гимна, чрезвычайно близкие по смыслу. В древности они представляли собою один псалом, который толкователи поэтично именуют «молитвой изгнанника». 42-й псалом учит нас тосковать по Богу и дорожить Им более всего на свете.
Победить Диавола можно только с Богом
41-й и 42-й псалмы были написаны придворными певцами царя и пророка Давида, «сынами Кореевыми». Этими молитвенными песнями певцы стремились ободрить и утешить своего господина во время тяжелейшего испытания – гражданской войны за власть над Израилем с собственным сыном Авессаломом. Нечестивый юноша поднял восстание против царя Давида и желал убить его. Так что правитель евреев вынужден был продолжительное время скрываться в пустыне. Именно поэтому два упомянутых псалма также носят название «молитва изгнанника».
Изгнание пророка Давида из Иерусалима может быть прочтено христианами как метафора грехопадения. Когда каждый из нас вместо Бога выбирает порок, он добровольно отсекает себя от всех благ, коими наделил его Господь. Грех изгоняет такого человека из дворца Божия (Церкви) и ввергает его в пустыню, где нет ничего, кроме горького своеволия. А Диавол всячески препятствует возвращению человека к Богу, как Авессалом препятствовал возвращению Давида в любимый им Иерусалим.
Пребывая в пустыне, святой Давид Псалмопевец чувствует своё одиночество. Он чувствует, как соскучился по храму Божию и благодати. Пророк напоминает Богу о том, что никогда не замышлял чего-либо плохого против своего сына и настрой Авессалома совершенно необоснован. Давид раскаивается в своих грехах и просит Бога избавить его от ощущения богооставленности, вернуть ему своё расположение и вступиться за человека, который вновь хочет вступить на путь праведности.
«Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?» (Пс. 42:1-2), – просит царь Бога избавить его от поругания. Сам христианин так же не в силах победить многоопытного Диавола, как Давид с горсткой сторонников не может победить армию Авессалома. Без Бога нам никогда не вернуться из пустыни греха. Наша воля к праведности всегда должна быть подкреплена Его милостью, которая следует только за нашим смирением и покаянием.
Пророчество о пришествии Христовом
Праведного Давида Псалмопевца не зря именуют пророком. Во многих псалмах он предсказывал будущие события. Например, указывал на грядущее пришествие в мир Мессии. В 42-м псалме Давид, с одной стороны, просит у Бога личного просвещения ума, которое позволило бы ему наследовать вечную жизнь в Царствии Небесном, а с другой, пророчествует о Христе, который «спасёт народ свой от грехов их»: «Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя» (Пс. 42:3).
В начале Евангелия от Иоанна Христос также именуется «светом»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). А позднее в том же Евангелии сам Спаситель именует себя истиной: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Только безгрешный Богочеловек мог поистине искупить человечество, приняв за него безвинные страдания и кончину. Только Богочеловек, обладая по человеческой природе полной причастностью к нам, а по божественной – полнотой сил и возможностей, мог победить грех и смерть. Только Господь Иисус Христос был способен указать человеку верную евангельскую дорогу, которой каждый верный Ему праведник мог бы войти в Царство Небесное – место, которое Давид именует «горой и селениями».
В следующем стихе Давид указывает на то, что Господь Иисус Христос, одновременно, будет и Жервой за род человеческий и Тем, кто приемлет Жертву. А спасённые Богом люди будут столь рады своему жребию, что их единственным желанием станет восхваление Всемогущего. «И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой» (Пс. 42:4), – пишет об этом святой Псалмопевец.
Верить без сомнений
Сам Господь во многих местах Евангелия говорил ученикам, что для верующего нет ничего невозможного. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20); «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24); «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:6).
Не существует никого, надёжнее Небесного Отца. Тот, кто сотворил из ничего саму материю, придал ей форму и установил законы мироздания – может всё. Для того, кто сотворил человека, наделил его сознанием и бессмертной душой – нет ничего невозможного. Но вера не терпит сомнений, потому что сомнения поражают волю. И человек уже не может ни достаточно горячо молиться Богу о важном для него предмете, ни прилагать действенные физические и умственные усилия к тому, чтобы облегчить Всевышнему задачу по предоставлению себе помощи.
Да, Бог обладает абсолютной надёжностью и всегда спасает доверившегося Ему праведника. Но для этого праведник действительно должен доверять Богу. Не оскорблять Всемилостивого сомнением в Его силах. Именно поэтому Давид одёргивает себя в период уныния и продолжает непреложно уповать на Господа: «Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 42:5).
Именно этот рефрен – не сомневаться в милости Божией – пророк Давид проводит через всю «молитву изгнанника». Он дважды повторяется в 41-м псалме и один раз в 42-м. Три – это библейское число полноты. И в полноте самоободрения праведный Псалмопевец трижды выражает полноту и твёрдость своей веры. Как мы знаем из дальнейшей жизни Давида – эта вера оправдалась полным спасением праведника и его победой в тяжкой для его духа войне с собственным сыном. Потому что Господь никогда не оставляет человека, который полагается а Него всем своим существом.
Когда христианин особо нуждается в молитвенной помощи сам или когда желает сугубо помолиться за своих близких, он заказывает в храме чтение Неусыпаемой Псалтири. Читайте Псалтирь в домашней молитве, слушайте богодухновенные псалмы в храме и заказывайте Неусыпаемую Псалтирь по себе и своим близким, чтобы Господь благословил вас!