Псалом царя Давида «Блажен муж» служит прологом ко всей книге Псалтырь. Песня ветхозаветного пророка рассказывает о том, как стать по-настоящему счастливым уже в земной жизни и чего следует категорически избегать. О секретах духовного блаженства и успеха в мирских делах можно узнать из коротких строчек первого псалма.
Счастливый человек
Мы все время находимся в поиске ответа на вопрос: «Как стать счастливыми?». Бог говорит, что блаженны, то есть счастливы (!) те, кто исполняет Его заповеди. Спаситель сказал, а апостолы записали формулу счастья еще 2000 лет назад. Но гораздо раньше пророк Давид выступил с прологом правильной жизни. «Блажен муж» (Пс. 1:1), то есть счастлив человек, который «не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс. 1:1).
Нравится ли нам находиться в обществе людей, которым нравится грех и рассуждения о нем? Любим ли мы вместе со знакомыми «мыть кости» третьим лицам? Поддерживаем ли мы беседы, в которых пьянство, блуд, разврат, воровство, жажда наживы, ненависть, зависть и гордыня подаются в позитивном ключе? Советом нечестивых можно назвать общество людей, в которых победил грех. Там, где Богу нет места в разговорах и делах, нет места и нам.
Но и наши мысли зачастую уводят нас от главного. Греховные страсти уводят человека от счастья. Порой людям кажется, что власть, деньги и чужая плоть приносят нам радость и наслаждение. В действительности это всего лишь духовные наркотики, сиюминутное удовольствие от которых несоразмерно страданиям впоследствии. Грех может вызывать зависимость и со временем перестает радовать человека, а привязанность лишь увеличивается. Можно быстро пристраститься к курению, а потом годами мучиться от пагубной привычки. Счастливый – значит, свободный от власти греха, способный сказать ему решительное «нет!».
«Но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1:2). Повторение ведь мать учения, а без регулярного чтения Писаний, размышления о Боге и каждодневном сопоставлении себя с Богочеловеком невозможно духовное развитие. Воля человека, задающая вектор нашим поступкам, призвана стать созвучной с Божественной. Для этого требуется тренировка: обращаться к словам Бога и Его пророков требуется ежедневно, делая это не механически, но осознано. Другими словами, необходимо создавать среду для разума, в которой бы крепла симфония двух волей – Божественной и человеческой.
Успех от Бога
Человек, все-таки, существо духовное. Можно иметь все сокровища мира, но не быть при этом счастливым. И зачем тогда дорогая машина и высокооплачиваемая работа?
«И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3).
Дерево у берега реки всегда будет цвести и возрастать. Это закон, потому что вода есть залог жизни растения. Также и Бог дает силы праведнику, который отказался от греха. Судьба постоянно подбрасывает нам ситуации, в которых перед нами ставится нравственный выбор. Стадный инстинкт общества может пытаться навязать нам свои ценностные стереотипы, но мы должны всегда думать своей головой и выбирать только правильный путь. Это и станет залогом успеха.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Слова Священного Писания – они обо всем. Если мы вспомним многострадального Иова, праведника, то поймем, что верно выстроенная пирамида ценностей приведет человека к счастливой жизни уже здесь, на земле. Многое из того, что мы просим, может просто быть неполезным в наших руках для вечной жизни. Может быть, мы пока не готовы даже для принятия радости. Вдруг мы не оценим этот подарок Господа? Не сможем разделить подлинного счастья брака со второй половинкой, будучи не способными пока жертвовать. Не готовы к финансовому успеху, потому что деньги могут развратить нас, превознести над ближними и заставить презирать их.
Праведник думает о том, как спасти душу. Он мерит жизнь Христом. А Бог, в Свою очередь, дает праведнику то, что тому нужно и полезно для спасения. Возможно, «блаженный муж» и будет материально обеспечен, и как говорит пророк Давид, преуспеет во всем, за что не возьмется. Но главным успехом праведника будут его стремление к Богу и плоды этого стремления.
Путь нечестивых погибнет
Первый псалом словно отражает всю ось противостояния добра и зла. Пророк предрекает праведникам благоденствие на земле и блаженства в вечной жизни. А вот нечестивых ждет горькая участь. В отличие от твердо стоящих на земле, словно мощные деревья у берегов реки, грешники похожи на прах, которых сметает одно лишь дуновение ветра. Нравственно слабые люди не способны к великому творчеству, свершениям и преодолению трудностей. Да, зло может быть хорошо организовано, но злодеи – лишь оружие в руках дьявола, которое он использует до поры до времени, и выбрасывает за ненадобностью в один прекрасный миг.
Устойчивость, основательность, все это о настоящих христианах. Давид обещает им «восстание на суде», то есть воскресение в жизнь вечную и вступление в «совет праведных», вход в сонм святых Божиих. Те, кто добровольно избрал путь греха, лишаются подобной награды. Даже имея при жизни земной атрибуты успеха (на поверку весьма сомнительного), грешники лишатся Царства Небесного. Их обожжет Божественный Свет, искре которого они старательно не давали загореться в своих сердцах.
Бог видит души людей. Праведник не безгрешен, но его стремления обращены к Господу. Он ищет Царства Небесного, падая, совершая ошибки, но, набираясь сил, со слезами поднимается и идет дальше. Нечестивый убежден в собственной правоте. Ему не нужен Бог, ему нужен мир по собственным ущербным правилам. Потому что «весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).