Источник: православная жизнь
Мы вступили на благодатное поприще Рождественского поста. Каждый христианин на протяжении ближайших сорока дней будет стараться выполнять поставленные перед собой духовные цели и задачи. Но стоит задуматься и над тем, что должно произойти за это время в нашей душе, дабы пост не оказался для нас бесполезным.
Известная поговорка гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Если придать этому высказыванию христианский облик, оно зазвучит так: «Скажи мне, как ты постишься, и я скажу тебе, кто ты». То, как мы проводим время поста, служит показателем качества всей нашей духовной жизни. Пообщавшись с разными людьми о том, каким, на их взгляд, должен быть пост, мы получим неоднородную картину представлений на этот счёт.
Для кого-то пост не выходит за пределы обычной диеты, необходимой для борьбы с лишним весом. Кто-то постится напоказ, считая, что тем самым подчеркнёт «православность» стиля своей жизни и получит одобрение окружающих. Некоторые особо ревностные христиане во время поста самовольно налагают на себя большую молитвенную нагрузку, не рассчитав собственных сил. Но общей проблемой большинства людей, желающих поститься, выступает непонимание ими самого смысла поста, который они никак не могут распознать за массой внешних уставных предписаний.
Поэтому нам стоит как можно чаще задавать себе вопросы: «Для чего я пощусь?», «В каком состоянии души я пересеку финишную черту поста?», «Что я буду делать для того, чтобы сохранить свои силы до конца поста, не растратив их на пустые занятия?»
Это непростые вопросы, и лишь дав на них исчерпывающие ответы, мы не потеряем драгоценное время, предназначенное для совершенствования души.
На первый взгляд может показаться, что пост будет длиться долго. Но на самом деле, как это часто бывает, мы не успеем и глазом моргнуть, а на пороге – уже праздник Рождества Христова. И тогда наступит время для того, чтобы оценить пройденный путь. Конечно, мы огорчимся, отметив нелицеприятную правду о себе, которая отражается в песенных строках: «Каким ты был, таким ты и остался».
Безусловно, пройдя по тропе Рождественского поста, мы увидим, что определённая часть наших первоначальных планов и душевных стремлений не осуществилась. Но часть – это всё же не целое. А значит, при правильном взгляде на смысл нашего духовного подвига есть надежда на то, что мы хоть на малую толику приблизимся к желаемому идеалу христианской жизни.
Пост должен стать для нас и полем для духовной борьбы, и временем беспристрастного суда над самим собой. Ведь похожая ситуация происходит и на военных сражениях. На протяжении определённого периода боевых действий воины ведут ожесточённую схватку с врагом. Затем наступает время затишья, когда уставшие воины греются у костра, а генералы сидят в штабе и тщательно продумывают тактику и стратегию дальнейших действий армии. Но в то же время и воины, и генералы призваны постоянно предавать себя суду собственной совести для того, чтобы делать правильные выводы из своих ошибок и недочётов.
В духовной жизни действуют похожие законы. Если мы ведём непрекращающуюся активную борьбу с дьяволом, наши физические и душевные силы рано или поздно иссякнут. Ведь не всегда нужно безрассудно размахивать перед собой шашкой. Враг, может, уже испугался, отступил и пока не может причинить нам вреда. А значит, если мы будем продолжать без остановки посылать в его сторону пулемётные очереди молитв и поклонов, большой пользы от этого не будет.
Это не означает, что нужно прекратить любые боевые действия. Нет, если мы расслабимся и предадимся праздности, враг может настигнуть нас в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем. Но, всегда оставаясь начеку, нам следует иногда останавливаться и трезво оценивать свои духовные силы и состояние своей души. А затем, продумав вместе с духовником дальнейшую тактику борьбы вновь, укрепившись благодатью Божией, вступить на поле боя.
Оценивая каждый прожитый день Рождественского поста, не будем забывать о том, что мы призваны ежедневно вершить суд над своей душой, причём во время этого судебного процесса нам нужно выступать в роли прокуроров, а не адвокатов. Конечно, каждому из нас подспудно хочется оправдать свои плохие поступки.
«Да, я сегодня осудил власть имущих, но зато я утром и вечером помолился полным правилом», «сегодня я накричал на своего ребёнка, но в то же время – я постился сухоядением по Уставу, значит, Бог простит меня» – такие лукавые мысли часто могут возникать в уме по наитию врага человеческого рода. И чаще всего они возникают в том случае, если внешняя, видимая сторона поста имеет для человека большее значение, нежели сокровенная внутренняя.
Но истинный пост невозможен без покаяния, а покаяние – без постоянного суда над самим собой, над своими мыслями и поступками. Прогресс в духовной жизни наступит только тогда, когда мы начнём обличать самих себя в совершённых грехах и изменяться к лучшему.
Лишь в таком случае наши молитвы и посильное воздержание от скоромной пищи будут приняты Богом как плод наших постных трудов. Такому посту, по слову преподобного Ефрема Сирина, «радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой».