Трудами апостолов Святая Церковь раскинулась сразу на три континента. Но христианские общины разных мест имели множество отличий в богослужебных практиках. Именно из-за необходимости отделить добрые традиции от не особенно благочестивых, к VI веку появился богослужебный устав. Этот первый устав не только дожил до наших дней, но и распространился по всей территории Русской Православной Церкви. Хотите понять, почему он оказался настолько жизнеспособным?
Кто создал Типикон?
К VI веку одних только вариантов Божественной Литургии в разбросанных по миру Поместных Церквях накопилось порядка двадцати. А сколько было прочих богослужебных чинопоследований, молебнов и панихид, трудно даже сосчитать. Появилась необходимость упорядочить богослужебную практику. Этот труд взял на себя основатель крупнейшего общежительного монастыря Палестины – преподобный Савва Освященный.
«Образец, предание и закон» – так озаглавил святой Савва своё литературное творение. Позднее, его стали называть немного короче. Просто «Образец» или «Типикон». Также этот богослужебный устав именуют «Иерусалимским» – по месту написания.
История богослужебного устава
В начале VII столетия персидский шах Хосров захватил и разграбил Палестину. Пала и лавра святого Саввы. В результате нашествия оригинальный устав был уничтожен. Но в том же веке Иерусалимский патриарх Софроний по памяти восстановил Иерусалимский устав. А в следующем столетии преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский расширили и дополнили его.
В Византии преподобным Феодором Студитом в IX веке был написан менее строгий и менее торжественный в богослужебной части Студийский устав, который распространился по греческим территориям и странам византийского содружества. Этот же устав преподобный Феодосий Печерский принёс в Киев. А уже из Киево-Печерской лавры Студийский устав разошёлся по другим монастырям Руси.
Однако с XIV века Церковь вновь обращается к более строгому Иерусалимскому уставу. Вновь дополненный, постепенно он полностью вытеснил устав студитов из Греции и славянских земель. На Руси эта редакция Иерусалимского устава получает известность под названием «Око церковное». Он был также дополнен. Уже службами русским святым. Сегодня Иерусалимский устав используется Русской Православной Церковью повсеместно.
Состав Типикона
Не стоит думать, что Типикон регламентирует только богослужебные практики. Созданный монахами и для монахов, этот устав упорядочивает все основные стороны монашеской жизни. В нём содержатся указания о постах и монашеской трапезе. Говорится о правилах поведения в храме, о подчинении монахов игумену и внутреннем распорядке обители, о социальном служении иноков.
«Марковы главы» регулируют совпадения подвижного и неподвижного богослужебных кругов. Месяцеслов указывает даты богослужебного почитания событий из Священной истории и памяти святых. Есть указания и на тот случай, когда на один и тот же день выпадает память нескольких святых одновременно.
В конце устава содержатся храмовые главы, Пасхалия, которая помогает рассчитать дату празднования Воскресения Христова, и Лунник. Эта книга содержит сведения о церковных песнопениях и порядке чтения за богослужением отрывков из Евангелия, Апостола и книг Ветхого Завета.
Применим ли Типикон на практике?
Богослужебный устав невероятно красив и строен. Вместе с тем, его практически невозможно соблюсти в обычном приходском храме, так как уставные богослужения не оставляют времени ни для работы ни для каких-либо социальных обязанностей. На практике, даже в большинстве монастырей указания устава сокращают.
Можно сказать, что Типикон является идеалом богослужения, к которому должны стремиться христиане. В некоторых храмах, чтобы лучше прочувствовать этот идеал, в точном соответствии с уставом совершают одну-две службы в год. Следуют ему в точности и некоторые обители.
Как правило, епархиальный архиерей устанавливает для храмов своей церковной области некую негласную норму отступления от уставных указаний, которая приобретает форму местной богослужебной традиции. Эта норма регулируется ежегодно издаваемыми Патриархией «Богослужебными указаниями».
Уставные молитвословия сокращаются не просто так, а из любви к верующим. Реальность такова, что миряне могут уделить богослужению не так много своего времени, как им бы хотелось. И сокращение уставных предписаний позволяет им поприсутствовать на молебне о начале важного для себя дела или же за панихидой по своим усопшим близким.
Заключение
На необходимость богослужебного устава и наличия других форм упорядочивания церковной жизни указывал Сам Спаситель: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Но Он же призывал с рассуждением и милосердием подходить к исполнению установленных предписаний: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).