Источник: Православная жизнь
«Прошу исцеления от болезни и возможности заработать 33 тысячи гривен». Такой молитвенный «месседж» прочитал я недавно в одной из сотен записок, передаваемых в алтарь для поминовения. Этот авторский экземпляр церковного эпистолярного творчества далеко не единственный, встретившийся мне в пономарской практике.
Достаточно часто свечная лавка храма превращается в пункт приёма заказов церковных услуг. Люди покупают свечи, подают записки и с твёрдой уверенностью в благоприятный исход запланированного дела совершают «заказ» того или иного прошения. И эту просьбу священник, по их мнению, просто обязан по долгу службы исполнить. Причём заказы поступают на любой вкус.
Кто-то ожидает успеха в карьере, кому-то нужно, чтобы порчу сняли поскорее, а кому-то необходимо срочно заработать определённую сумму денег. И, конечно же, именно в священнике люди находят универсального помощника в таких нелёгких задачах. Он и нужную молитву прочитает, и святой водой нуждающегося окропит. А если потрудиться и найти какого-то седовласого и духоносного старца – он ещё и будущее предскажет. И тогда жизнь обязательно изменится к лучшему, а все проблемы как ветром сдует. К огромному сожалению, в этом горькая правда нашей церковной (а точнее – псевдоцерковной) жизни.
Порой в нашем сознании стирается грань между законами мира и законами Церкви. Мы уже привыкли к тому, что взаимоотношения людей в обществе построены на договорах, заключение которых создаёт для обеих сторон дополнительные гарантии. Но, переступая порог храма, мы забываем, что там действуют уже совершенно иные законы – законы Божии. Поэтому человек совершает катастрофическую ошибку, принимая Господа за большого начальника, которому вначале нужно угодить, а затем – заключить с Ним наиболее выгодную для себя сделку.
Поступая так, человек забывает об одном очень важном моменте. Любой договор предполагает наличие взаимных обязательств сторон. Если с одной стороны будут лишь права, а с другой – только обязанности, мы рискуем вновь возвратиться в эпоху крепостного права. Причём в роль крепостного мы ставим не себя, а Бога, ведь считаем, что наша задача – требовать, а Его – беспрекословно исполнять то, что мы Ему скажем.
Но мы всё же не хотим таких жёстких отношений. Но в ином случае будет действовать лишь закон взаимных обязательств. Господь по Своему милосердию и человеколюбию исполнит просимое, но исполним ли мы своё обязательство перед Ним? Что мы дадим Ему взамен?
Наша главная обязанность состоит в готовности следовать за Христом, исполняя Его заповеди, когда мы служим Ему каждым своим делом и поступком, очищая душу от укоренившихся пагубных пристрастий. Готовы ли мы на это? Ведь в таком случае обычным бартером уже не обойтись. Нужно будет приложить немало усилий для того, чтобы хоть на малую толику приблизиться к желаемому идеалу христианской жизни.
Настоящим христианином сможет стать лишь тот, кто оставит юридические правила построения отношений за воротами храма. Ведь главным залогом нашего эффективного взаимодействия с Богом выступает не выгодная сделка, а постоянная внутренняя работа над собой. Кто, приходя в Церковь, не понуждает себя к такой работе, тот долго в ней не проживёт. Повторяющиеся ежедневно и еженедельно молитвословия в скорости наскучат, проповеди священников будут казаться однообразными, а в повседневной жизни всё будет оставаться неизменным. И тогда посещение храма станет для человека не более чем данью традиции. Ведь на самом деле он, сам того не осознавая, сделал из Бога бесправного крепостного, думая, что заключил с Ним выгодное пари.
Следует всегда сохранять бдительность, избегая потребительского отношения к молитве. Когда мы обращаемся к Богу с какой-либо просьбой, то всегда должны осознавать, к Кому и с какой целью обращаемся. Представим хоть на минуту, что Господь явился нам в Своей светозарной Славе, как Он явился апостолам на горе Фавор. Тогда бы мы, конечно, не стали просить у Него тех земных благ, о которых часто пишем в своих записках. Мы бы упали перед Ним на колени и просили бы лишь о помиловании и прощении грехов, прославляя Его величие.
Духовная жизнь требует верной расстановки приоритетов. Ожидая помощи от Бога, не стоит рассчитывать на то, что, подав в алтарь записку или приобретя самую дорогую свечу, мы тем самым «задобрим» Его.
Насколько усердно мы будем, не жалея себя, предаваться духовной борьбе со страстями, настолько и Господь сможет предоставлять нам Свою поддержку на жизненном пути.