За гробом есть жизнь! Про умершего атеиста говорят: «он красиво одет, а идти ему некуда». Но на самом деле все мы сотворены Богом для вечной жизни. Со смертью тела мы продолжаем существовать, хоть и переходим в новое качество бытия. За гробом человек уже не может грешить, но теряет и способность самостоятельно менять свою участь. А вот мы, своей молитвой, можем испросить для него у Бога замену Ада на Рай!
26 февраля, во всех православных храмах пройдут богослужения Вселенской родительской субботы. Помолимся обо всех дорогих нам людях, чтобы Господь упокоил их в Царствии Небесном!
Гражданская и церковная панихиды
В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков такими точными мазками описал гражданскую панихиду: «…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи». И действительно, если мы посмотрим на церемонии прощания с известными актёрами или миллиардерами, станет ясно, что окружающие их люди скорбят потому, что «всё лучшее прошло».
Гражданская панихида
В гражданской панихиде ни у усопшего, ни у его близких (в плане отношений с ушедшим человеком) нет никакого будущего. И эта ситуация порождает скорбь и трагизм. Совсем иное дело – христианское отпевание или панихида. Мы верим в вечную жизнь. Даже не так – мы глубинно знаем, что Бог сотворил человека для бессмертия, для вечности. Знаем, что со смертью тела жизнь наша не прекращается, а лишь переходит в иное качество. И «чаем воскресения мертвых» – всеобщего воссоединения с телами, которое произойдёт при втором пришествии Христовом.
Для настоящего христианина отпевание или панихида – это радость, потому что мы провожаем дорогого нам человека на встречу с самим Богом. Если наш близкий любил Создателя при жизни, то после смерти ему с Ним будет только лучше, так как их общение станет более тесным. И мы, любя дорогого нам усопшего, должны за него порадоваться. К этому нас призывают и тексты погребальных песнопений: «Со душами праведных скончавшихся, душу раба твоего, Спаситель, упокой, сохраняя её в счастливой жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец».
Чем молитва за усопших помогает нам?
Святая Церковь особенным образом поминает усопших семь раз в году. Три родительские субботы приходятся на 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста, а за две недели до его начала совершается ещё одна, Вселенская (или Мясопустная) родительская суббота. В этот день христиане особым образом поминают усопших в общей молитве в храме, раздают за них милостыню, а при возможности – также посещают могилы близких на кладбище, чтобы поухаживать за ними и дополнительно помолиться.
Отпевание в храме
Усиленная молитва и милостыня за усопших приносят пользу не только их душам, но и нашим собственным. Так мы деятельно проявляем свою любовь к дорогим нам людям, ушедшим в вечность. И Господь, видя в нас эту любовь, помогает и нам – прощает наши собственные ошибки, оберегает от впадения в тяжкие грехи, а также в изобилии подаёт необходимые нам земные блага. Кроме того, благочестивый пример положительно влияет на наших детей, которым впоследствии придётся молиться уже о нашем упокоении.
Чем молитва за усопших помогает им?
Молитва Святой Церкви (и наша, как её отдельных членов), бывает полезна и приятна даже святым. Но особенно важна она для тех людей, которые умерли внезапно и не сумели должным образом подготовить свою душу к переходу в вечность. Для тех, кто по своим грехам не смог войти в Царствие Небесное и испытывает муки в обителях падших духов. А также для тех людей, которые преставились совсем недавно и участь которых Господом ещё не определена.
Макарий Великий и череп жреца
«Если человек оправдался перед Богом, то во время сорокоуста он должен будет помолиться за нас, таков духовный закон. А если человек застрял на мытарствах, то поминание будет ему как чаша холодной воды, которую дают умирающему от жажды», – говорил о таких случаях преподобный Паисий Святогорец. Поскольку Господь не открывает нам судьбы усопших, из любви к ним мы должны молиться за всех.
Примеры из Священного Предания
Мы не знаем, как именно Бог облегчает или изменяет участь покойного после наших молитв, но точно знаем, что это происходит. Преподобный Парфений Киевский оставил нам такой рассказ об изменении участи усопшего, за которого он читал Евангелие: «Однажды, в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попаляет терние, покрывающее поле, и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его – Слово Божие, тобою за нее читаемое».
В житии преподобного Макария Великого описан случай, когда он шёл по египетской пустыне и нашёл череп некоего человека. Он помолился Богу об открытии его судьбы, и череп заговорил с праведником. «Я знаю тебя, святой Макарий! Я был начальником языческих жрецов. Теперь мы пребываем в огне Ада, и пламя охватывает нас с ног до головы, так что мы ничего не видим. Но когда ты молишься за нас, то пламя открывает наши лица, и мы получаем утешение, начиная видеть друг друга», – рассказал череп, после чего святой похоронил его.
Записки о упокоении
В своих «Диалогах» святой папа Григорий Великий рассказывал историю о таинственном банщике, который ухаживал за приходящим в термы пресвитером и парил его. Когда благодарный пресвитер хотел одарить банщика просфорой, тот сказал, что он не может ни есть, ни пить, так как давно умер и, в наказание за нечестивую жизнь, привязан к месту, которым раньше владел: «Я есть не могу. Я был некогда хозяином этого места, но за грехи мои здесь осужден».
«Если желаешь сделать для меня что-нибудь, то принеси за меня сей хлеб Всемогущему Богу, и помолись о грехах моих, и знай, когда придешь мыться сюда и не найдешь меня более здесь, то это будет означать, что твоя молитва услышана Богом», – добавил хозяин терм и стал невидим. Пресвитер семь дней подряд усердно поминал усопшего за каждой литургией и, придя в термы вновь, более не встретил его. Помолимся же обо всех усопших, чтобы Всевышний облегчил и изменил к лучшему участь каждого из них.