Что говорили ветхозаветные пророки о Страшном Суде? Почему Бог будет судить не только за то, что мы сделали, но и за то, чего не сделали? И можно ли изменить посмертную участь человека с помощью молитвы? Об этом и не только читайте в нашем сегодняшнем тексте.
Страшный Суд в Ветхом Завете
О времени, когда каждый из живущих на земле людей даст ответ за совершенные им дела писали еще авторы Ветхого Завета. Например, у Екклесиаста читаем: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего… только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
Пророк Иоиль также упоминает «день Господень», имея в виду пришествие Бога с Судом над человечеством: «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил.2:31). В Книге Даниила Бог также предстает как Верховный Судья, Председатель над судьями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).
Очевидно, что в картине мира человека ветхозаветной эпохи присутствовало понятие о воздаянии за дела земные в мире ином. Сведения об этом сообщались устами пророков и праведников, а сердца людей отзывались на это голосом совести. Но, как бы сказал апостол Павел, то понимание было подобно видению вопроса о Страшном Суде как «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13:12).
Страшный Суд устами Спасителя
Кульминацией упоминаний «последнего экзамена» для человечества, коих в книгах Нового Завета уже значительно больше, стали слова Христа о критериях участи души в вечности. Церковь вспоминает об этом в Неделю о Страшном Суде, одном из подготовительных к Великому посту воскресных дней: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31–46).
Что же «страшного» в Страшном Суде?
Любая проблема в земном мире имеет измерение временем. Порой это ничтожно короткий отрезок, а иногда мучительно длительный срок. Тем не менее, как метко гласила надпись на кольце царя Соломона, «и это пройдет». Жестокое сознание светского мира привыкло все, в том числе и веру, мерить мерой падшего человека, и даже религию загонять в юридические рамки. Это же просто и понятно: вот «закон», вот «нарушитель», вот «суд» и «судья», выносящий вердикт. Судья, как это водится, должен быть строгим, но справедливым. Справедливость, правда, мера весьма жестокая. В обществе ее можно записать формулой «совершил преступление – получи сполна». Значит, и Бог также будет судить все человечество?
Вот только Бог относится к людям не по «справедливости», а по Своему безразмерному человеколюбию. И в Своей пространной речи о «последнем экзамене» человечества Спаситель говорит, что страшным Суд будет скорее для тех, кто «не сделал», чем «сделал». Что же имеется ввиду? Господь говорит, что в Царство Небесное войдут те люди, кто в жизни совершал добрые дела в отношении своих ближних. А «муки вечной» (Мф. 25:46) сподобятся как раз те, кто этих добрых дел избегал. Хорошо здесь вспомнить причту о добром самарянине, помогшем избитому на дороге человеку: священник и левит формально ничего плохого не сделали, они просто прошли мимо чужой беды. То есть, избили путника разбойники, но о них вообще в притче упоминается меньше всего. А вот самарянин не стал проходить мимо, а помог ближнему. Как раз об этих двух группах – деятельных и бездеятельных относительно совершения добрых дел людях – и говорит Спаситель.
Адские муки: все ли решено после смерти?
Получается, что «страшным» Суд станет для тех, кто не заботился ближних, оставался глух к чужому горю, затыкал уши от раздававшегося рядом вопля помощи. Святые отцы, правда, различают степень адских мучений. Например, Ефрем Сирин на основе текстов Священного Писания выделяет и «тьму кромешную» (Мф. 8:12), и «геенну огненную» (Мф. 5:22), и «скрежет зубов» (Мф. 8:12), и «червя неусыпающего» (Мф. 9:48), и «озеро огненное» (Апок. 19:20) и так далее. Вопрос о сроках адских мучений задавали себе христианские мыслители с первых веков после Вознесения Спасителя. Ориген считал, что наказание для грешников будет временно, но был осужден Церковью на V Вселенском Соборе: муки грешников будут вечны и нескончаемы.
Апостол Иоанн Богослов в своем послании произносит такие слова: «А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:15). Все – в том числе и помощь по нашим молитвам тем, кто покинул земной мир. Наши близкие уже не могут очистить душу покаянием, и весь «багаж» согрешений они забрали с собой. Теперь им не нужно ничего, что требуется человеку в мире физического, кроме духовной поддержки. И если мы и можем что-то сделать для них, так это помолиться, чтобы Бог помиловал их души, сделал их пребывание в загробном мире до времени Страшного Суда более благодатным и, в конце времен, помиловал бы их и сделал причастниками Царства Небесного. Это, кстати, и для нас, живых, одно из важных добрых дел, о котором в день Страшного Суда обязательно вспомнит Спаситель: заботились ли мы о своих усопших посредством молитвы или нет?
Накануне Недели о Страшном Суде Церковь за богослужениями Вселенской родительской субботы молитвенно вспоминает всех усопших от древности и до наших дней православных христиан. Присоединяйтесь к этой молитве, явите заботу и милосердие о близких, которых сегодня с нами нет, но которым очень нужна наша помощь и поддержка.