Какой бывает правда, почему за нее приходится страдать и как быть в ситуациях, когда оскорбляют Ваши религиозные чувства? В беседе на восьмую заповедь блаженства разбираемся, что же значит быть изгнанным за правду.
Правда Божия
Под правдой христианское предание подразумевает Самого Бога. Здесь и учение евангельское, и личное благочестие верующего, но в полноте правдой именуется наш Создатель. Человек приходит в мир, окутанный ложью, как бы не хотелось убедить себя в обратно. Ложь настолько искусна, что кажется, так должно и быть. Подумать только: за окном цивилизация, которая централизованно стремится куда угодно, но только не к вечности. Даже попытки трансгуманистов привести человека к бессмертию, и те ведут в ложном направлении.
Люди несут в себе образ Божий, и этот факт подтверждает, что не все так плохо. Но ошибочные ценности заставляют человечество и каждого индивида по отдельности совершать промахи, вставать на путь греха, омрачать свою жизнь и тратить ее не на то, что нужно.
В этом смысле Иисус Христос пришел, чтобы открыть человечеству глаза на его истинное предназначение и шанс выскочить из порочного круга «дня сурка» и неминуемой, бесполезной смерти. Обрести вечное счастье взамен 70-80-летним, по словам царя Давида, года страдания на земле. Кто-то, правда, пытается приспособиться, жить на все 100 здесь и сейчас, но не стоит обманываться: и у таких людей счастье весьма иллюзорно.
Подлинное благополучие, то есть достаток действительно полезного и нужного, выстраивает внутренний человек. Чем он наполнен – то и выливается во внешний мир.
Заповеди Бога, как Моисеевы, так и блаженства, определяют ценностные приоритеты и задают вектор развития человека. Они универсальны, так как подходят всем людям без исключения. Другое дело, что не каждый готов принять слова Иисуса Христа. И происходит по вполне понятным причинам: человек, наделенный свободой, далеко не всегда готов отказаться от греха.
Бельмо на глазу
Истинной причиной гонений на христиан во все времена была боль, которую праведность приносила душам грешников. Преследования за веру, на самом деле, никогда не прекращались. Уходя от образов жестоких сцен расправ над последователями Христа в Римской империи или репрессиях против верующих после 1917 года, спустимся на повседневный бытовой уровень нашего общества. Вспомним те ситуации, когда нам лично приходилось вести с кем-то жаркий, но далеко не дружелюбный диспут о вере.
Приходилось ли Вам становиться жертвой непонимания за свои убеждения? Может быть, на Вас странно косились при встречах или прерывали общение после очередной бытовой проповеди? Но еще более Вам должны быть язвительные шутки, содержание которых было бы нацелено на уязвление того, что дорого для Вас, но вполне себе обесценено в обществе. Например, помыть кому-то кости, да с пристрастием, обычное дело. Но Вы против поддержания этих разговоров. Сплетник и кухонный судья этого не одобрит. Что делать: поддерживать разговор, сдержанно молчать или сказать, что осуждение не приносит пользы ни одной из сторон?
Отказ от участия в новогоднем корпоративе тоже не всегда воспринимается однозначно. Приходилось ловить недоуменные взгляды коллег и начальства? А слушать внезапные оправдания с привкусом нападения в том, почему ваш сослуживец не согласен с учением Христа? Уж тем более неясным для некоторых знакомых становится Ваша позиция по вопросам плотского воздержания, ведь все живут, не отказывая себе в близости с противоположным полом…
Каждый раз христианин встает перед непростым выбором: как реагировать на выпады, явные и не очень, открытые и завуалированные, осознанные и нет, в стороны своей веры?
Так вот, минимум – красноречиво промолчать, дав понять собеседнику, что тема им, мягко говоря, выбрана не та. Ну, а по-хорошему надо сказать, что Ваши убеждения не позволяют данный разговор поддерживать и объяснить, почему. Морализм в наши дни себя исчерпал, но продемонстрировать свои ценности будет не лишним.
Какими будут последствия? Они могут быть абсолютно разными. К сожалению, мы порой больше дорожим своим покоем, отношениями с людьми, социальным положением больше, чем верой. «Отмазок» на этот счет христиане придумали вполне достаточно.
Да, есть здравое зерно в том, что правда должна подаваться вежливо как пальто для дамы, а не швыряться в лицо, как мокрая тряпка. И, как говорил праведный Иоанн Кронштадский, правда без благоразумия перестает быть добродетелью. Иногда, промолчав, больше пользы молиться о исправлении человека. Таких ситуаций в нашей жизни тоже хватало: мы пытаемся что-то сказать о вере близким людям, а в ответ получаем конфликт за конфликтов. Тут действительно стоит остановиться. Мы сделали все, что могли. Теперь очередь Бога, у которого мы попросим помощи.
Гонимы будете за имя Мое
«Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим. 3:12), говорит апостол. В наши дни мы видим настоящую информационную атаку на Православную Церковь. Необогоборцы используют самые мерзкие способы, лишь бы выбить из-под христиан твердую почву веры. Кто-то уходит из Церкви, сочувствующие отворачиваются, вчерашние союзники меняют позицию. Но убежденные христиане остаются.
Каждое испытание на прочность наших взглядов делает нас лишь сильнее. Мы часто смотрим в жизни на ситуации, которые могут заставить усомниться в истинности нашей веры.
И преодоление сомнений из раза в раз только открывает нам Бога. В этом мы похожи на кладоискателей, которые отправляются в древний город непроходимых джунглей и сталкиваются с нападением диких племен, зверей, теряют спутников, терпят лишения, но не сворачивают с пути, предвкушая увидеть заветную цель.
Точно также и христианин, переступая через малодушие, приближается к Богу, получает способность видеть Его. Меняя себя, человек иначе смотрит на мир. Он видит реальность в ярких божественных красках. А гонениями лишь проверяется серьезность намерений христианина.
Некоторые молодые люди в поисках невесты недоумевают: почему же так неприступны девушки? Почему требуются эти длительные ухаживания? Да просто девушка проверяет серьезность намерений мужчины, ведь брак – это не конфетно-букетная романтика. Также и Бог проверяет наши устремления ситуациями, в которых мы показываем свое христианство. Иногда мир принимает Господа, иногда нет. Главное, чтобы Его всегда принимали мы и не позволяли миру сбить нас с правильного пути.