Источник: Личный блог автора
Уныние весьма многогранная категория в духовной жизни. Причин, приводящих христианина в уныние, множество. Остановлюсь здесь пока на одной, весьма распространенной и легко понимаемой – «видение своих грехов».
Очень часто подвижник, будучи обманутым легкостью тех или иных побед над грубыми страстями, например блудом или похотью, берется необдуманно за страсти тонкие, едва заметные. К примеру, начинает тщательно рассматривать свои грехи и страсти, на предмет осуждения себя в многочисленных духовных несовершенствах. Тут и случается обман. Не окрепшая в покаянии и не закаленная молитвой, душа, оказываясь перед бездной своих грехов, начинает унывать и тосковать по прежней свой свободе и безмятежности.
Сказывается здесь преждевременность и непосильность взятого подвига. Очень важна всегда постепенность. Особенно трудно в таких случаях, разобраться без опытного духовника. Результат – сначала уныние, а потом долгое безразличие к духовной жизни, иногда и психоз с последствиями.
Что делать при первых признаках подобного уныния?
Как правильно сказал святитель Игнатий:
«Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия.»
Благочестивые помыслы о необходимости «видения грехов своих» зачастую оказываются обманом. Это делание монашеское, да еще и для опытных, искушенных подвижников. Для человека, живущего в миру, покаяние с надеждой на милосердие Спасителя, вполне подходящее занятие для души.
Когда нашему взору вдруг предстанет страшная и высокая гора страстей и прегрешений наших, и покажется вдруг, что не возможно человеку сдвинуть эту гору, самое время вспомнить слова Того, Кто выше любой горы грехов наших:
«если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;(Мф.17,20.)»
Трудно побороть уныние, но еще труднее жить с ним, поэтому так важно при первых признаках его появления, очищать совесть покаянием, укреплять себя таинством исповеди и с сокрушением сердца браться за молитву.
В нашей духовной практике исповедь давно стала необходимым ритуалом перед причастием, а жаль. Хорошо бы исповедоваться чаще чем причащаться, это облегчает борьбу с унынием и дает нужную передышку в изнурительной борьбе.
Конечно, уныние есть молчаливое свидетельство, что в нашем сердце ещё сильна гордость, она и унывает от собственного притеснения, только и тут нет повода опять унывать, если есть борьба – будет и победа, когда на твоей стороне Сам Бог!