В Таинстве Исповеди мы называем священнику все грехи, что можем вспомнить и он, властью, данной от Бога, разрешает от них нашу душу. Но часто нас продолжают тяготить печаль, тоска, уныние и другие духовные и телесные недуги, связанные с позабытыми и неисповеданными нами согрешениями. Их Всемилостивый Господь прощает нам в Таинстве Соборования. Но прощает только при искренней вере и покаянии с нашей стороны!
Чтобы Таинство было целительным для Вас, перед тем как приступить к нему, закажите просительный молебен ко Господу о здравии и благополучии!
Как подготовиться к Таинству?
Мы продолжаем цикл бесед о Таинствах Церкви. В прошлой беседе мы начали говорить о Таинстве Соборования, его истории и смысле. Сегодня же мы рассмотрим сам чин елеосвящения и правила подготовки к нему, а опытные священники дадут нам несколько советов о том, как через елеосвящение получить пользу для своей души и прощение грехов.
Перед Таинством Соборования нужно обязательно приступить к исповеди, а в ближайшие дни после него хорошо также причаститься Святых Тайн Христовых. Для соборования Вам понадобится одна большая свеча, платочек или салфетка, которой во время Таинства Вы сможете промокнуть избыточное количество елея на теле. Также предварительно необходимо получить благословение от священника и записаться на соборование в церковной лавке.
Во время соборования священники семь раз будут помазывать Ваш лоб, нос, глаза, губы, верхнюю часть груди, кисти рук с обеих сторон. Поэтому одежду на елеосвящение также лучше подобрать простую, которую не жалко запачкать маслом и которая оставит открытыми необходимые участки тела. Женщинам также стоит отказаться от нанесения на лицо косметики.
Как проходит Таинство Соборования?
Для совершения чина елеосвящения приготавливается столик. На него ставится блюдо с пшеницей, в которую устанавливаются семь кисточек для помазания и лампада со стаканчиком для елея, а рядом помещается Евангелие. Облаченные в фелони священники, а также присутствующие миряне берут свечи. Таинство начинается с каждения всего храма или дома и молебного пения о болящем, включающего ектению, псалмы, покаянные молитвы и канон елеосвящения.
После канона происходит освящение елея. В это время читается мирная ектения, тропари святым целителям и чудотворцам, а также некоторые другие молитвы. Затем наступает основная часть соборования. В это время совершающие Таинство священники по очереди прочитывает особые разделы Апостола, Евангелия, сокращённую сугубую ектению и затем совершают с молитвой помазание каждого из присутствующих освящённым елеем.
Установленные чтения и помазание совершаются семикратно. Если священников служит несколько – то каждый раз новым священником. Части тела, которые батюшки помазывают елеем, символизируют пути проникновения греха в душу, которые священник как бы «запечатывает», нанося елеем малое крестное знамение. В завершение соборования священник читает над собравшимися молитву о прощении их грехов. После совершения Таинства освящённый елей можно разобрать по домам, чтобы помазываться им в случае болезни.
Прощает ли Бог забытые грехи?
Внешнее здоровье человека вовсе не означает, что его душу не терзают печаль, уныние и другие болезненные состояния. Состояния, которые могут возникать в нас от груза совершённых грехов. Тех, которые мы не в состоянии вспомнить или тех, которые мы даже не осознаём. В этом случае, Таинство Покаяния не всегда может нам помочь, так как покаянию обязательно должно предшествовать осознание греха. А Соборование может, так что полезно даже «здоровому».
На возможность прощения забытых, но не специально скрытых на исповеди, грехов христианина в Таинстве Соборования прямо указывает уже апостол Иаков Брат Господень в пятой главе своего соборного послания:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14-15).
С апостолом согласны и другие святые, например преподобный Антоний Оптинский: «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной…». При этом осознание грехов и покаяние в них в Таинстве Исповеди всегда должно предшествовать Таинству Соборования.
Священники о Таинстве Соборования
После соборования мы не всегда исцеляемся. Иногда для души гораздо полезнее понимать, зачем ей послан крест болезни. Об этом писал протопресвитер Александр Шмеман: «…подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».
Протоиерей Максим Козлов напоминает, что христианину необходимо не искушать Господа требованием чуда и, при уповании на Его милость и исцеление, не оставлять и медицинских средств борьбы с недугом: «Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств».
Протоиерей Андрей Ткачёв для желающих исцелиться в Таинстве Соборования добавляет следующий добрый совет: «просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем». Так давайте просить у Бога здравия, молиться о прощении своих грехов и помощи в борьбе со страстными склонностями, и милосердный Бог обязательно поможет нам! С нами Вы можете заказать молебен о себе или своих близких в самых благодатных монастырях России!
Данилов Монастырь:
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь:
Покровский женский монастырь:
Псково-Печерский монастырь:
Введенский Владычний монастырь: