Любой пост – это время покаяния и очищения своей души от грехов. Каждый из четырёх постов церковного года подготавливает нас к тому или иному событию Священной Истории, которая сохраняет свою актуальность для человечества во все времена. Достойно пройдя через Рождественский пост, мы сможем узреть нашего Спасителя, воплотившегося от Пречистой Девы. Закажите записки о себе и своих близких. Пусть пещера Рождества Христова придет и в Ваш дом!
Ежедневное поминовение о здравии во все дни Рождественского поста в 7-ми монастырях:
Почему пост – это больше, чем диета?
Люди, считающие себя христианами, но в храм приходящие редко, часто расценивают посты лишь как периоды «особой диеты». Между тем, смысл его гораздо глубже. Главная цель любого поста — это покаяние, которое очищает нас от грехов и приближает ко Всевышнему. Но покаяние невозможно без внимания к своей душе, без размышлений о духовной жизни и сравнения своей внутренней жизни со словами Спасителя и святых.
Поэтому в пост все православные христиане стараются чаще посещать богослужения, чаще исповедоваться и причащаться Святых Таин Христовых. Они стремятся более чем обычно читать Евангелие, другие библейские книги и труды святых, размышлять о своей жизни, дольше молитвенно общаться с Богом. В этот период принято особо заниматься благотворительностью, навещать больных.
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений», – писал святитель Иоанн Златоуст. В пост мы не только ослабляем плоть ограничениями в пище, но уклоняемся от зрелищ и увеселений, избегаем грехов. Благодаря этому наш дух становится сильнее, а наше внимание и время, наконец, высвобождается для Небесного Отца.
История Рождественского поста
Святитель Симеон Солунский находил прообраз Рождественскому посту ещё в Ветхом Завете: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Другое основание Рождественского поста усматривают в сорокадневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне перед принятием им крещения от Иоанна Предтечи и выходом на общественное служение. В древности Крещение Господне и Рождество Христово отмечались, как один праздник и лишь позднее были разделены небольшим временным периодом, который в народе называют «святками».
Рождественский пост был установлен в первые века христианства. Изначально он был семидневным, каковым он сохранился в древних восточных церквях. В Православных Церквях с 1166 года он стал сорокадневным. Пост начинается после дня памяти апостола Филиппа и заканчивается в сочельник перед Рождеством Христовым, поэтому называется «Филипповым» или «Рождественским».
Традиции Филиппова поста
В сочельник перед Рождеством Христовым принято отказываться от пищи до появления первой звезды, а праздничную трапезу начинать с колива (сочива). Это блюдо из варёной или распаренной пшеницы, изюма, мёда и орехов. Традиция восходит к IV веку, когда император Юлиан Отступник распорядился тайно окропить пищу на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Но великомученик Феодор Тирон в видении предупредил христиан об этом и указал приготовить себе пищу из домашних запасов пшеницы и мёда.
На дни Рождественского поста всегда приходится Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных христианских праздников. В этот день святые Иоаким и Анна по обету привели свою трёхлетнюю дочь Марию в Иерусалим, чтобы отдать её на воспитание в особую школу при Иерусалимском храме. По вдохновению Духа Святого первосвященник ввёл девочку во Святая Святых, тем самым указав на её великий жребий стать матерью Богочеловека.
Два последних воскресенья Филиппова поста называются «Неделей святых праотец» и «Неделей святых отец». Первая посвящена памяти Адама, Ноя, Авраама и других прародителей Спасителя, а вторая – ветхозаветным праведникам, ожидавшим пришествия Мессии. Кроме того, на Филиппов пост выпадает церковная память сразу нескольких пророков Ветхого Завета: Аггея, Даниила, Авдия, Аввакума, Наума и Софонии.
Как провести пост с пользой для души?
«Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?», – писал святитель Тихон Задонский. В пост нужно стараться избегать развлечений, а также мероприятий и общения, которое может ввести нас во грех.
Уклонившись от зла, следует также, по слову пророка и царя Давида, «сотворить благо». То есть заместить привычное для нас времяпрепровождение благочестивыми и добродетельными занятиями. Молитвой, чтением Священного Писания и трудов святых, благотворительностью, заботой о больных. Истинная цель поста достигается тогда, когда мы начинаем постоянно помнить и думать о Боге и искать молитвенного общения с Ним.
Наконец, искренне стремясь соблюсти глубинный смысл поста, нужно помнить о том, что не стоит гордиться своими духовными достижениями и стремиться принудить к аналогичным подвигам своих ближних. Каждый постится в меру своих сил и каждого за его усилия Господь вознаграждает по-особенному. В дни поста каждому из нас нужно обратить взор именно внутрь себя и от всей души обратиться к Богу! Закажите записки на предстоящий пост, чтобы это поприще привело Вас к достойной встрече Рождества Христова!