С момента распятия Иисуса Христа на кресте эпоха жертвоприношений прекратила свое существование. Господь больше не нуждается в кровавых жертвах. Грехи человечества искупил Сын Божий, но наше спасение остается за нами. Мы по-прежнему в долгу перед Богом, Он все также ждет от нас чего-то. Но чего же Он ждет? Какой жертвы?
Свечки да записки
Как-то в одной из своих лекций профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поднял очень интересную тему: а как верующие понимают смысл спасения? Если, он говорит, зайти в воскресный день в храм и задать этот вопрос каждому из присутствующих, то можно получить такие ответы, что волосы на голове дыбом встанут. Зачастую люди озабочены лишь внешней стороной религии, исполнением буквы закона, а сама суть Евангельского учения остается сокрытой от человека.
Он знает, какому святому помолиться о покупке квартиры, исцелении от водянки или защиты жилища от воров, знает, когда принято подавать записки о поминовении усопших и в какие дни поста разрешено масло, но вот знает ли он о той жертве, которую ждет от него Господь? Нужны ли Ему свечки и записки? Вот как сказано об этом в Священном Писании:
«Но с чем же я предстану пред Господом, как поклонюсь Всевышнему Богу? Со всесожжениями ли предстану пред Ним, телят ли годовалых принесу в жертву? Нужны ли Господу тысячи баранов или потоки несчетные елея? Разве первенца своего отдам в жертву за преступление, плоть и кровь свою – за грех мой? Он показал тебе, человек, что такое добро и чего Господь ждет от тебя: чтобы в поступках своих всегда держался ты справедливости, ко всем относился с любовью, и жил смиренно, в постоянном общении с Богом твоим» (Михей 6:6–8).
Вот что Богу по-настоящему дорого – наша праведная жизнь, скромность, терпение, смирение, любовь. Собственно, все евангельские заповеди можно свести к двум основным заповедям – любви к Богу и ближнему своему, и здесь у нас открывается огромное поле возможностей для жертвенности.
Жертвенность во имя Господня
Жертвенность – одно из центральных понятий в христианстве, что и неудивительно. Сам Господь вочеловечился и принес Себя в жертву за грехи наши – что может быть больше этого? Мы также можем жертвовать чем-то ради других и для этого нам вовсе не обязательно восходить на крест. Нашей жертвой может быть милостыня бездомному, материальная помощь нуждающимся, время, личный комфорт, покой, здоровье. Великую жертву принесли и продолжают приносить защитники нашей Родины, жизнь положившие за то, чтобы их потомки жили в свободной стране.
Святитель Николай Сербский сказал:
«Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение».
В этом и проявляется христианская добродетель – чтобы отречься от себя, своих интересов, привычных занятий, комфортных условий жизни и всех тех радостей, которые приносят удовольствие, ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему своему.
Жертвенность есть любовь
Всякий ли человек способен на жертву? Не всякий, а только тот, который способен любить. Жертвенность рождается от любви, а любовь проявляется в жертвенности. Эти два понятия всегда идут «рука об руку». Чем больше человек озабочен собой и удовлетворением своих потребностей, тем дальше он от Бога, и наоборот. Чем больше он готов жертвовать своими привычками, пристрастиями и удовольствиями, тем ближе он к Отцу Небесному.
Как часто бывает так, что крещеный во младенчестве человек не отвергает учение Церкви, иногда забегает по случаю в храм, подает записки за здравие и упокой ближних, но по-настоящему членом Церкви становиться не хочет, ведь для этого придется отказаться от привычного, греющего тело и душу комфорта, чем-то пожертвовать ради этого. Говорят, «мелкой душе жертвенность не свойственна». Эгоистическая натура крепко держится за приобретенные блага, не желая ни с кем делиться и уступать. Но если человек поступает так по отношению к Богу, глупо ожидать от него святого великодушия к людям. Для него они будут лишь средством для получения очередных благ для себя любимого.
Жертва Богу
Святитель Василий Великий говорил:
«Тот человек, который любит всем сердцем своего ближнего, тот исполняет любовь к Богу… Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего – то исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя».
Поэтому поспешим делать добрые дела, ведь зачастую человеку не так много надо, чтобы снова воспрянуть духом, поверить в себя. Как часто люди оправдывают себя тем, что «всем не поможешь», но всем и не надо. Наверняка рядом есть те, кто нуждается в помощи – старушка-соседка, которая не может выйти из дома в гололед, чтобы купить хлеба, маленький сын подруги, которого не с кем оставить, нищий, роющийся у контейнера с мусором. Да, мы не можем помочь голодающим Африки, но в наших силах сделать добро для тех, кто рядом, и это будет наша жертва Богу.
Один священник в передаче на известном телеканале как-то сказал, что Второе пришествие Иисуса Христа будет нескоро. Ведь главный его признак – полное отсутствие в мире добра, но пока мы видим, как много волонтеров помогает больным в онкологических центрах, как люди спасают утопающих, а дети выносят из горящего дома младших братьев и сестер, мы будем жить. Жить благодаря их героической жертве. Помоги же и нам, Господи, направь нас на правильный путь, открой нам глаза и уши сердечные, чтобы мы могли видеть и слышать, милостиво прими нас, чтобы мы могли принести Тебе свою жертву!