Вторая седмица Великого поста напоминает нам в воскресный день о святом, который поведал миру о Фаворском свете и о том, как человек может удостоиться подобно апостолам этого нетварного явления. Церковь напоминает нам, какие дары можно получить от Бога в ответ на молитву.

Святитель Григорий Палама архиепископ Фессалоникийский жил в XIV веке в царствование Андроника II Палеолога. Будучи сыном сенатора, Григорий воспитывался при дворце. Но отец мальчика Константин умер рано, а перед смертью принял монашеский постриг. Мать позаботилась дать Григорию, как и всем его братьям и сестрам, хорошее образование и воспитывала в духе Божественного Писания.

Обладая природными умственными дарованиями и прилежанием, Григорий Палама однако всегда перед учением призывал в помощь Пресвятую Богородицу, молясь и совершая три поклона. Успехи юноши в изучении философских и других существовавших тогда дисциплин поражали окружающих.

Отдать всё земное

Однако ещё в юности Григорий невзлюбил светскую жизнь и вообще все земные обольщения и мечтал об уединенной жизни. Григорий встречался с иноками горы Афон, разговаривал с ними об иноческой жизни, изменил свой внешний облик, отказавшись от придворной одежды и обычаев, и вскоре его стали считать странным, и даже сумасшедшим. Однако в своём стремлении к уединению и принятию монашеского пострига Григорий нашёл поддержку своей матери. Более того, мать уговорила всех своих детей покинуть мир и поселиться в монастырях. Её сыновья также отправились вслед за Григорием на святую гору. Григорию на тот момент было 20 лет. На Афоне Григорий продолжал изучать богословие и получил бесценный опыт монашеской жизни.

Во время молитвы Григорию явился сам Апостол Иоанн Богослов, и сказал: «По воле Владычицы всех, Богородицы, с этой поры я буду с тобой неотступно».

В 1325 году монахи были вынуждены покинуть Афон в связи с нападением на него турков. Вместе с другими иноками Григорий вынужден был отправиться в Фессалоники. Там он принял сан священника и вместе с братией удалился в скит, где продолжал свой духовный повиг. Его считали пророком и называли богоносцем. После смерти матери Григорий по просьбе сестёр вернулся в Константинополь, но вскоре вновь вернулся в излюбленную пустыню. Затем он вновь поселился на Афоне, уединившись безмолвной келие святого Саввы. Там в молитве к нему явилась Богородица со святыми и обещала опекать Григория и его братию и семью во все дни их жизни.

Борьба с ересями

В то время Божью Церковь постигли волнения от еретиков и лжеучителей. Григорий Палама со множеством скорбей переносил борьбу с ересями, защищая православное учение о благодатном свете, подобном фаворскому, который снисходит на внутреннего человека по Воле Господа. Его оппонентом был некто инок Варлаам, прибывший в ту пору на святой Афон. Варлаам отвергал нетварную, Божественную природу фаворского света. В 1341 году учение Варлаама было отвергнуто Собором. Учение Григория Паламы утвердили на Константинопольском Соборе спустя 10 лет.

Божий свет

«Бог, как свет, видится, и светом творит чистых сердцем, почему и называется светом», — писал Григорий Палама.

Итак, чтобы узреть Бога, необходимо условие – чистота сердца. «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эта чистота достигается молитвенным трудом, духовной практикой, которую открыл Григорий. Она называется «исихазм» (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение»). Это метод «умной молитвы», для которого характерно полное погружение, медитация, когда в процесс включается и тело, и душа, и все помышления ума и сердца.

Духовное наследие

Труды святителя Григория существенно дополнили и углубили философскую догматику христианства. Исихазм как способ молитвенного познания Бога дошёл и до России.

Учение Паламы оказало влияние не только на литературу, философию, искусство и даже на политику, но и на мировоззрение простого народа. Традиция молчаливого богословия оказалась близка русскому монашеству, укоренившему исихазм в нашей культуре. Вспомним монахов-пещерников, затворников, сподвижников, покинувших мир для молчаливого уединения и встречи с Богом, молитвенников Антония Печерского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Феофана Затворника, иконописца Андрея Рублева.

 

Татьяна Соколова

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту