• Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – «делать жизнь с кого?»

    Осмысление профилактики деструктивного и аддиктивного поведения подростков.

    В настоящее время проблема распространения алкоголизма и наркомании в подростковой среде является в современном российском обществе наиболее острой. Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о том, что активное вовлечение подростков в незаконное употребление наркотических средств с каждым годом набирает обороты. Об этом сигнализирует: «омоложение» контингента лиц, употребляющих психоактивные вещества и понижение возраста лиц, которые пробуют наркотики впервые.
    Отсутствие учета подростков, которые задумываются над проблемой употребления наркотиков, затрудняет диагностику аддиктивного поведения на ранних стадиях. Масштаб потерь от такого явления как наркотическая зависимость заставляет задуматься о том, что действительно идет война против молодого поколения, против будущего нации. Как и в любой войне, немаловажную роль в исходе операции играет превентивный удар, так и в деле противодействия аддиктивного поведения важным аспектом является профилактика незаконного употребления психоактивных веществ. Это действительно является лучшей методикой борьбы с наркоманией и алкоголизмом.
    По данным Российской академии образования в настоящее время «масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества».
    Аддиктивным поведением (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) – называется одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Термин Addictus (аддиктус) в свое время использовался в Римском праве, им обозначали человека подчиняющегося, осужденного: «addicere liberum corpus in servitutem» означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги»; т. е. «аддиктус» – тот, кто связан долгами. Как правило, аддиктивным поведением называется серьезная и всепоглощающая зависимость от чего-либо. Зависимость, от которой человек не в состоянии справиться собственным волевым усилием. Таким образом, зависимый человек тотально подчинен наркотику.    
     
    Следует заметить, что в основе происхождения аддиктивного поведения лежит совсем не доступность наркотиков, стремление к саморазрушающему поведению или поиск удовольствий, как может показаться на первый взгляд. Основная причина аддикции – это боль, которую зависимый человек пытается преодолеть с помощью психоактивного вещества. Очень часто аддикция сигнализирует о том, что у человека присутствуют трудности в сфере саморегуляции: чувств, самооценки, коммуникации с обществом и заботы о себе. Не обладая конструктивными навыками преодоления психологической боли и не имея информации о доступной системе помощи, подросток ищет возможные варианты решения своей проблемы. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса.
    Зачастую, если у подростка не сформировалась твердая ценностная платформа – он перенимает ее из нового сообщества и атрибутика, характерная этому сообществу, становится атрибутикой нового ее участника. Таким образом если подросток попадает в социальную группу, где употребление наркотиков считается приемлемым и если у этого подростка, допустим, проблемы с самооценкой (если она формируется за счет внешней среды), то есть вероятность того, что и для него в частности употребление наркотиков станет приемлемым(лишь только для того чтобы не казаться “белой вороной”). Можно сделать вывод, что человек аддиктивным поведением “сообщает” о том, что ему нужна помощь. Такой помощью являются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные, а иногда и медицинские меры.    Аддиктивное поведение может быть охарактеризовано не только химической аддикцией (наркомания, алкоголизм, токсикомания), но и аддикцией поведенческой (компьютерная аддикция, азартные игры, религиозное деструктивное поведение).
    Роль семьи в становлении аддиктивного поведения является фундаментальной т.к. именно в семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. И поэтому именно в семьях могут существовать предпосылки становления аддикции. Статистически доказано, что лишь 22 % аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88 % отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. В жизни любого ребенка семья – это его истоки, его воспитание, через семью он учиться понимать мир, его окружающий. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания.
     
    Знание родительских норм – образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Стоит отметить, что от семьи зависит не только выбор ребенком моделей поведения, но так же семья влияет и на психическое здоровье ребенка. Таким образом, от моделей воспитания родителями зависит эмоциональный фон ребенка. К примеру, гиперопека ребенка в семье выражается расширением сферы родительских чувств. Такой стиль характеризуется тем, что поведение взрослых членов семьи можно определить как сверхзаботливое отношение к ребёнку и ограничение его от социальных контактов. Зачастую взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Такой ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, пренебрегает требованиями старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Такая модель создает условия для искусственной изоляции ребенка от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации.
    Или же, наоборот, такой стиль воспитания как гипопротекция выражается в стиле холодного общения или снижении эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители пытаются компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Такая модель приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества.    По этим двум стилям воспитания (гиперопека и гипопротекция) можно увидеть как социализация в семье влияет на психологическое состояние ребенка.
    Переживание таких негативных чувств отдается душевной болью, и подросток ищет варианты «приглушения» этой боли. Но, не имея навыков конструктивного преодоления этой боли, он попадает в группу риска. Именно эти подростки и являются целевой группой для профилактики аддиктивного поведения.    В нашем обществе существует давно с ложившаяся традиция купировать лишь последствия употребления, что, в свою очередь, требует огромных ресурсных затрат.
    Но одно лишь избавление от химической зависимости не говорит о том, что человек исцелен. Во время употребления у человека сформировалась новая витальная потребность; новые модели поведения, обслуживающие эту потребность; новый образ мышления. И эти новые образования не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Поэтому важно уделять внимание не только лечению уже сформировавшейся зависимости, но и профилактике этого явления т.к. особого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.
    Профилактика аддиктивного поведения особо значима в период подросткового возраста. Именно в этот период формируются важные качества личности, обращение к которым может стать ресурсом в профилактике аддикции. Такими качествами могут быть – интерес к себе и способность к самосозерцанию, осознание сильных сторон своей личности, стремление к самосовершенствованию. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
    Профилактика аддиктивного поведения состоит из нескольких этапов:
    • Диагностического, который включает в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
    • Информационно-просветительского, представляющего собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
    • Этап тренингов личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающих формирование и развитие навыков работы над собой.
    Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.    В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно – важные проблемы без страха перед дей ствительностью.    В подростковом возрасте «решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе». «Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – «делать жизнь с кого?». В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
    Ахмедов К.В.

     

    Из материалов доклада семнадцатой всероссийской научно-практической конференции: “Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде”.

    Координационный центр по противодействию наркомании  Синодального отдела по Церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви , Программный директор центра социальной реабилитации Алко- и наркозависимых “Корабль Спасения”

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *