• Отношение к старению, как к проклятию, рождено атеистическим сознанием. 

    Стареть нужно с достоинством

    В детстве я хотела быть старушкой, поскольку окружавшие меня деревенские бабушки выглядели олицетворением уюта, основательности, доброты. В скромных ситцевых платьях и белых платочках, за прялкой или вязанием, они казались сказочными героинями и в то же время хранили большой житейский опыт. Знали деяния святых, местную историю, забавные байки, пословицы и народные песни. Их возраст не напоминал о бренности бытия, эти бабушки — церковницы, песенницы, рукодельницы и огородницы казались вечными — сколько вождей и войн они пережили!

    При них пьяный комсомолец сжёг местную церковь, на месте церкви после войны поставили памятник солдатам, а потом появилась новая церковь — по ходатайству этих бабушек. При них бушевала антоновщина, забирали зерно продотрядники, создавались колхозы, уходили на фронт земляки… Но несмотря на все потрясения, эти женщины оставались деятельными, уверенными в себе, и многие дожили до правнуков.

    В деревенской старости была особая философия, особое отношение к жизни, радикально отличающееся от городского. Гармония, покой, близость к природе.

    Переехав в Москву учиться, а потом работать, я попала в окружение молодящихся женщин. В тридцать они хотели выглядеть на двадцать, в шестьдесят на сорок. У кого-то это получалось элегантно, как у коллеги И, обладающей тонким вкусом; у кого-то нелепо, как у коллеги К, в пятьдесят надевающей красные колготки под мини-юбку. От визитёров-мужчин дамы ждали комплиментов и тортиков с шампанским, хотя к чему бы носить им тортики с шампанским?

    Утратив ощущение реального возраста, некоторые выставляли себя на смех. Так произошло с коллегой С. Эта пышная дама с чертами римской матроны проводила рабочее время в Моём мире на майл.ру, где её поразила стрела Амура.

    Коллеге С было 54 года, а объекту её страсти — 24, звали его Стасиком. В Моём мире её окружало сборище бездельников, часами пересылающих другу другу картинки с цветами, зверюшками и афоризмами. От обмена картинок наша коллега и Стасик перешли к обсуждению житейских проблем. Вскоре С призналась нам, что без ума от молодого человека. На фото мы видели паренька небольшого роста с мелкими, но приятными чертами лица.

    Стасик не был альфонсом, но, видимо, у него имелись проблемы в общении с девушками. Поэтому виртуальная дружба с женщиной предпенсионного возраста стала заменой реальных отношений с ровесницей. Страсти кипели нешуточные. Я и другая коллега, делившие кабинет с пылкой С, словно смотрели сериал. Та признавалась, что после ссор с мальчиком рыдает в подушку. Наконец, С начала приглашать Стасика в Москву. Тот приехал. И что же? Оба в первый же день были разочарованы. Она, наконец, увидела, как юн её воздыхатель, а Стасик, видимо, тоже вернулся в реальность перед лицом пожилой дамы. Он возвратился домой, переписка постепенно затихла. Коллега С помрачнела, разочарование было для неё большим ударом. Вскоре она уволилась и умерла.

    Стоит отметить, что увлечения пожилых мужчин девушками выглядели не менее странно. Культ молодости часто ставит в неловкое положение тех, кто пытается игнорировать свой возраст. Молод душой — не всегда означает — энергичен и весел, иногда — просто глуп.

    От своей семидесятисемилетней знакомой, которая работает в школе уже полвека, и  легко находит общий язык с новыми поколениями учеников, я услышала такую фразу: «Стареть нужно с достоинством». Она никогда не закрашивала седину, отказалась от косметики, ходит в храм.

    Оптина не Шаолинь

    Психологи считают, что гнаться за уходящей молодостью нас вынуждает общество. Работающие пенсионеры боятся, что начальство вспомнит про возраст и уволит. Зрелые женщины жаждут внимания темпераментных юнцов. А пожилые мужчины стараются подцепить девушку как показатель своего статуса. К тому же уход за внешностью это борьба со страхом смерти. Хотя ухоженный внешний вид не говорит о том, что всё в порядке с организмом. Более того, некоторых «звёзд» российской сцены уколы ботокса и липосакция довели до серьёзных заболеваний.

    Что интересно, даже религиозная пресса следует моде на «вечную молодость», видимо, в погоне за трафиком. На днях я с удивлением прочла на сайте «Православие и мир» большой материал, где были собраны высказывания блоггеров о своих бабушках, которых достигли спортивных успехов и теперь в 90 лет могут задрать ногу выше головы — фото были соответствующие. При этом о благочестии «спортсменок»  упомянуто не было, оно и понятно — не сочетается сальто с причастием. Также блоггеры хвастались бабушками-модницами, которые в 70-80 лет бегают к косметологам, обожают шансон и ждут в подарок хороший крем от морщин.

    Мы никогда не слышали о православных старцах и старицах, занимающихся фигурным катанием или боксом. Физические нагрузки они заменяли трудом — строили и расписывали храмы, возделывали землю, рыбачили, рубили дрова. Клали сотни поклонов перед иконами. Оптина не Шаолинь, где монахи занимаются боевыми искусствами. У России свои примеры праведной жизни.

    Было бы естественно увидеть на религиозном сайте рассказы о бабушках-молитвенницах и трудницах, которые дали внукам высокий духовный пример. Но увы,  старушка, склонённая перед иконой, менее актуальна, чем севшая на шпагат…

    Отношение к старению, как к проклятию, рождено атеистическим сознанием, которое видит себя только телом, одряхление которого означает близость смерти. Поэтому тело мажут кремами, тренируют, пичкают биодобавками, порой шарлатанскими, и при виде каждого прыща предполагают самое худшее. Я видела, в каких паникёров  превращались мужчины, считающие себя героями, если речь заходила о их здоровье. Стонущий и рыдающий громила, боксёр-любитель, распластанный на диване, вкушающий аюрведические снадобья — такого человека мне приходилось наблюдать не раз.

    Православие не отрицает ни медицины, ни спорта, но делать культ из того или другого считает абсурдным. А как же душевное здоровье? Душевная чистота? Душевная сила?…

    В юности я знала студента, увлечённого спортом. Он качался на тренажерах, принимал препараты, чтобы нарастить мышцы, и выглядел атлетом. Своим красивым телом парень решил воспользоваться прагматично — оставил подружку-провинциалку, прощавшую ему грубость, и сошёлся с одинокой москвичкой, зрелой женщиной, к которой перебрался из общаги. При этом периодически задумывался о самоубийстве, то приглядываясь к крюку для люстры, то к трубе отопительной батареи. Когда-то его дядя застрелился, что запомнилось парню.

    Через много лет я, считавшая, что студент давно стал респектабельным столичным жителем, узнала, что он повесился в 25 лет прямо под Новый год. Груда мускулов — в гробу. Может быть, стоило иногда вместо спортзала заглядывать в храм? Вот только много в нашей стране семей атеистических, по сути забесовленных, где в каждом поколении совершают суицид или верят в колдунов.

    Сейчас я уговариваю одного товарища, уже немолодого, мать которого переживает тяжёлый психологический кризис, направить старушку в храм. Куда там! Мужчина гордо заявляет, что он атеист и в его семье тоже все атеисты. «Что ж, пусть Вы не верите в Бога, но дайте своей матери психологическую отдушину, — говорю я. – В церкви она посоветуется со священником, исповедуется, помолится за близких людей. Это снимает груз с души и даёт надежду». Я долго уламывала идейного безбожника, наконец, он  сказал: «Хорошо, я передам ей Ваш совет. Но не сейчас. Ведь на улице плохая погода — гололёд». Он таки нашёл причину не заводить с матерью разговор о церкви, а та и не подумает об этом сама.

    Священник и публицист Андрей Ткачёв в одной из проповедей поделился воспоминанием о том, как в юности, считая всех стариков умудрёнными людьми, пытался узнать у них, как следует жить. Но эти люди не могли ответить юноше ничего внятного — их сознание осталось незрелым. Напрасно ждал он от советских пенсионеров даже не философских размышлений, а простых  советов, что стоит построить дом, создать семью, трудиться честно, поступать благородно.

    Священник констатирует: «Это великая печаль. И это причина того, что не живут до 100 лет, 120, 140, и так далее. Зачем тебе жить долго, если нет ума? Это трагедия мира. Печаль. Но это факт!»

    Христианское долгожительство

    Если молодого монаха называют старцем, в Православии это считается комплиментом — признанием мудрости, которой достиг человек.

    Старость в авраамических религиях — возраст духовных прозрений, величия, опыта.

    Большинство святых именно к старости достигают совершенства, когда утихает борение страстей, исчезают иллюзии, а пришедший за советом мирянин виден как на ладони, включая тайные помыслы и неисповеданные грешки.

    Библия считает долголетие, величественное и благое, следствием нравственного состояния человека. Она сообщает о том, что Адам и его ближайшие потомки жили не менее 900 лет, потомки Ноя 300-500 лет, Авраам 175, Исаак 180, Иаков 147, Иосиф 110, Моисей 120, Иисус Навин 110. Но поскольку сознание человечества в целом  становилось всё более греховным, продолжительность жизни постепенно уменьшалась.

    Тем не менее, среди христианских подвижников немало тех, кто достиг более 80-100 лет. В интернете нет единого списка христианских старцев-долгожителей, поскольку эта религия никогда не делала акцент на долгожительстве как самоцели, важны были духовные подвиги. Но можно найти немало житий, где указан преклонный возраст святых. Дорофей Тирский прожил 107 лет, Иоанн Безмолвник 104 года, Павел Фивейский 113 лет, из которых 91 год в отшельничестве, Антоний Великий 105 лет.

    Стоит отметить, что важным является то, когда подвижник ушёл в монастырь или скит, поскольку треволнения грешного мира подтачивают здоровье. Например, Паисий Святогорец, мудрость которого я очень ценю, прожил 69 лет, не так уж и много, но следует учесть, что его детство и молодые годы были омрачены межнациональными конфликтами, а потом войной, в которой святому пришлось участвовать.

    Учёные отмечают, что в обителях Афона средняя продолжительность жизни 87-89 лет, есть те, кто доживает до 90-100 лет. В интернете можно найти информацию о питании  и распорядке дня местных монахов, что называют тайной афонских старцев. На самом деле это обычный умеренный рацион без фастфуда и мясных продуктов. Основа питания – рыба, овощи, бобовые, масло оливковое. Разумеется, монахи соблюдают постные дни, когда многие заменяют трапезу горстью сухофруктов и орехов. Встают и ложатся с солнцем, что соответствует биологическому ритму человека. Согласитесь, ничего сверхъестественного.

    Но, думаю, настоящая афонская тайна существует, и заключается она не в режиме и диете, не в рыбе под оливковым маслом. Монашеская тайна скрыта в душе — в победе над страстями и обретении благодати Божией. Чтобы постичь это, не каждому хватит века!

    P.S. Кстати, про коллегу С и её бойфренда Стасика. В одной из социальных сетей ко мне в  друзья попросился молодой священник – его тёзка и однофамилец. Внешне похож, только тот, прежний Стасик был улыбчивым, в яркой футболке и джинсах, а этот – бледный, задумчивый, в чёрной рясе. Неужели такой путь выбрал паренёк, который когда-то ввёл в искушение мою пожилую коллегу? Точно сказать не могу — не спрашивала.

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *