• Источник: Сайт автора

    Как-то у одной маленькой девочки спросили: «как сделать мир лучше?» И та в простоте душевной ответила: «Надо, чтобы все добрые люди перестреляли всех злых…»

    Да, всех нас возмущает несправедливость мира, обман, насилие, жестокость. Мы действительно хотели бы, чтобы мир стал лучше. Но вот каким способом?

    Мы можем подобно той неразумной девочке искать «злых» и бороться с ними, или можем искать зло в себе и искоренять его путем самосовершенствования.

    Первый путь проще. Человек, не становясь лучше сам, стремится преобразить мир вокруг себя. Это путь первого революционера — сатаны, который, не трудясь быть в послушании Богу, захотел большего. Это путь наших прародителей, которые выбрали легкий путь магии вместо длительного труда по преображению своей души. Это обычный путь политиков, уже столетия обещающих улучшение условий жизни простых людей, но заботящихся только о своем благе. Это нормальное мироощущение наших соотечественников, мечтающих о «сильной руке» и добром царе, который всем сделает хорошо, найдет врагов и расправится с ними.

    Но вот вопрос: как мы за Бога решим, кто добрый, а кто злой? Кто достоин жизни, а кто смерти? Кто нам враг, и как с ним бороться?

    свет в храме

    Мера нашей святости

    Из евангельского чтения этой недели мы узнаём, что лишь Бог знает, кто из нас добрый, а кто весь во власти зла. И все мы будем свидетелями этого устрашающего, изумительного, дивного (а именно так переводится на русский церковно-славянское слово «страшный») суда в конце бытия земного мира. И там уже выяснится, есть ли хоть малейшая возможность нас за что-то оправдать и вселить в Царство Славы, или мы уже ничего человечного не имеем в себе и достойны лишь вечной смерти.

    Но до этого момента никто из христиан не дерзает самостоятельно определить меру своей святости.

    «Живых святых не бывает» — говорят православные греки.

    Все мы, независимо от количества совершенных добрых дел, исповедуем себя перед причастием «первыми из грешников».

    И это не пустые слова. «Человек никогда не будет хорошим, пока не поймет, какой он плохой или каким плохим он мог бы стать; пока он не поймет, как мало права у него ухмыляться и толковать о «преступниках», словно это обезьяны где-нибудь в дальнем лесу; пока он не перестанет так гнусно обманывать себя, так глупо болтать о «низшем типе» и «порочном черепе»; пока он не выжмет из своей души последней капли фарисейского елея» (Г. Честертон).

    Недоверие к Церкви

    Но, исповедуя всех более праведными, чем мы сами, не стоит и идеализировать людей. Одно дело — отказ от осуждения, другое — нежелание рассуждать.

    Если мы не будем воспитывать в себе трезвенность, то легко сможем попасть в сети лукавого, который сначала показывает нам достоинства людей, а затем их недостатки, и тем самым подталкивает нас к осуждению.

    Дух «первого революционера» не так далек от нас, как кажется. Есть он и у вполне церковных людей.

    У некоторых христиан стало обычным явлением не доверять своему епископу или приходскому священнику. Они просто не могут представить себе, что нашу жизнь и наши проблемы можно доверить в столь «прозаичные» руки. Нет, поможет только особенный «старец»!

    А самопровозглашенный «старец» непременно найдется в каком-нибудь дальнем селе или монастыре и расскажет нам всякий бред. От «старца» мы узнаем, что Патриарх и епископы неправы, а прав только он, и только он знает, как правильно надо толковать церковные каноны. Что главное в Православии — это чудеса. Что некрещеные младенцы идут в муку вечную. Что надо избегать новых паспортов и ИНН и почитать самопрославленных святых: Ивана Грозного, Пелагею Рязанскую да Гришку Распутина. Что Царь — соискупитель рода человеческого, т.е. подвига Христова явно недостаточно, а Россией правят масоны, и только Чукотка от них свободна. Что есть могилка давно умершего мальчика, и если там попросить, то Бог точно услышит, а так, просто в любом храме и не надейтесь! Что есть храмы благодатные, а из других благодать уже «ушла». Ехать же за благодатью надо за тридевять земель, желательно в Абхазию. И вообще — скоро Страшный Суд и надо забиваться в пещеры и там его ждать.

    И после такого «символа веры» церковных диссидентов появляется в душе человека недоверие к обычной, приходской церкви, к своему родному священнику, а диавол торжествует…

    церковь свет

    Доверимся Богу

    Второй путь преображения мира — отказ от гордости. Отказ от стремления принести всех окружающих людей в жертву своих идеям.

    Нельзя жить химерами и мечтами. Да, нам хочется, чтобы Россия встала на ноги и была подлинно православной. Но стать такой не только по названию, но и по сути своей она сможет только в том случае, если каждый из нас действительно будет стремиться к святости, ко Христу. И для этого не нужно политических потрясений. Надо вернуть царя не на трон, а в свою голову, т.е. жить по заповедям Божиим и в послушании Церкви, её священноначалию. И нельзя оправдывать непослушание и недоверие ему церковными канонами, неизвестно как истолкованными и понятыми — не нам в Церкви дано нелегкое послушание толковать каноны.

    Надо иметь доверие к Богу. Надо верить, что Господь даровал нам Церковь для нашего спасения, и на суд мы придем все вместе с Патриархом и архиереями и священниками, которые вместе со своей паствой, единой Церковью дадут Богу отчет за свою жизнь. И от нас тоже зависит сохранение единства Церкви.

    Надо верить, что всё то зло, которое нам столь ненавистно в этом мире, можно победить только в том случае, если мы будем впускать в этом мир больше добра, если перестанем видеть кругом жидо-масонские заговоры, а возьмемся за нелегкий и кропотливый труд исполнения заповедей, испытания помыслов, смиренной жизни в Церкви.

    Разве вы не замечали, как легко становится на душе, когда вас не обругали в транспорте или в магазине, уступили место и сказали доброе слово? Добро, как и зло, отпущенное на свободе нами в этот мир, рано или поздно вернется к нам.

    Так будем же совершенными, взрослыми. Откажемся от пустых фантазий и доверимся Богу.

    В этом ведь и заключается задача поста — духовное взросление, т.е. умение прощать. А для этого надо убедиться в том, что мы сами нуждаемся в Боге, в очищении и освящении. И тогда нашей главной заботой станет не поиск недостатков в своей Церкви и в своих ближних, а исправление собственной жизни.

    И если будем иметь доверию Богу, сможем изгнать из своей души мглу греха. И тогда проблема зла и насилия будет решена внутри нас. А окружающие нас люди сами сделают свой выбор. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — говорил преп. Серафим Саровский.

    Не в окопы надо прятаться и ждать пришествия антихриста, а жить трезво и смиренно. Ждать с надеждой и радостью Христа, Которому мы тезоимениты. С радостью, пусть нам и нечего сказать в своё оправдание при Дивной Встрече с Ним.

    — Мне ведомо, что близок день Суда,
    И на Суде нас уличат во многом,
    Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?
    Где будет Суд — я поспешу туда!

    Я пред Тобой, о Господи, склонюсь,
    И, отречась от жизни быстротечной,
    Не к вечности ль Твоей я приобщусь,
    Хоть эта вечность будет мукой вечной?

    (Г. Нарекаци)

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *