• Кто такие «нищие духом», как толковали святые отцы первую заповедь блаженства и почему в основе спасения лежит адекватная самооценка? Сегодня мы отправляемся в путешествие сквозь века, к дням Нагорной проповеди Христа, чтобы начать знакомство с нетленными секретами обретения вечного счастья.

    Духовные бедняки

    Итак, Христос вышел на общественную проповедь. Он собирает своих учеников и других жителей Галилеи и произносит слова, вошедшие в христианскую историю как заповеди блаженства.

    Блаженством принято считать состояние ни чем непоколебимого счастья. Оно никогда не происходит вне человека, но всегда переживается им внутри, по ту, закрытую от глаз сторону ребер. Выходит, заповеди блаженства служат ориентиром, который говорит: делай так – и будет тебе счастье. Вечное счастье.

    первая заповедь блаженства
    “Нагорная проповедь” Макаров Иван Кузьмич, 1822-1897 гг.

    «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), начинает свою проповедь Христос.

    Царством Небесным можно назвать состояние преображенной, очищенной от копоти греха души, драгоценным изумрудом, добыча которого требует от человека, как от рудокопа, усилий и ударов кирки духовной по покрывающей внутреннее сокровище темной оболочке страстей.

    Нам вполне понятен смысл слова «нищие», говорящий о бедственном материальном положении тех или иных людей. Но Господь добавляет сюда уточнение о том, что блаженны не просто неимущие бедняки, а нищие духом.

    Очевидно, речь идет об отсутствии невидимого богатства духовного, но разве христианина нельзя в этом отношении считать богачом? Ведь у нас есть Бог, мы имеем возможность общаться с Создателем, участвовать в Таинствах Церкви и даже принимать Тело и Кровь Спасителя…

    Под нищетой духа святые отцы понимали правильное самоощущение человека перед лицом Бога и вообще всеми людьми.

    Чтобы лучше понять «нищету духа», стоит задать себе ряд вопросов и самостоятельно на них ответить:

    • Почему произошло отпадение человека от Бога?
    • В каких условиях оказалось после этого человечество?
    • Способен ли человек творить только добрые дела?
    • Чем заканчивались мелкие и крупные попытки отдельно взятых людей, национальных лидеров или цивилизаций уподобиться Богу?

    Самоуверенное безумие

    При объективном рассмотрении на ум приходят очевидные ответы, от которых сердце сокрушает тяжелый вздох. Также сокрушался и апостол Павел, констатируя, что

    «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»

    (Рим. 7:19).

    Люди вчера и сегодня в своем заблуждении были уверены, что они способны на все. Или на многое. И это многое, по их разумению, давало им особые привилегии, власть и возможность насладиться собственной исключительностью.

    Сатин, герой пьесы Горького «На дне» был уверен, что слово «человек» звучит гордо. Вполне гуманистический идеал. Он заставляет поколения вкладывать колоссальные усилия в развитие «человеческого потенциала», «светлого будущего» или «достижения науки». С точки зрения настоящих законов Вселенной о времени и вечности, однобокость гуманистической парадигмы свидетельствует лишь о суженном горизонте и ограниченности мысли архитекторов идеи человекоцентричности.

    нищие духом
    Болгарский подвижник Дедушка Добри, собиравший милостыню для православных храмов

    Можно сказать, что гуманисты – люди, «богатые духом». Но это будет скорее горькой иронией, чем правдой. Тварный мир становится для таких людей единственным полем битвы, следовательно, законы и принципы жизни подгоняются под «жизнь один раз». Отсюда и возникает то зло на нашей планете, в происхождении которого атеисты и безбожники очень любят обвинять Бога.

    В действительности, убежденность части в людей в праве осуждать, обманывать, обворовывать, оскорблять, унижать и даже убивать (не делом, так словом), создают мрачную реальность «богатого духом» человечества. Иными словами, «богачи» – это гордецы, которые во всем и везде руководствуются самомнением, но никак не вечными истинами.

    Кажется, что эта кичливая и самоуверенная «нация» будет жить вечно, избежит смерти тела и Страшного Суда. В действительности, как мы видим, все люди рано или поздно оканчивают свой земной путь. Но далеко не все успевают понять, что в вечности действуют уже совсем другие правила. И эта суета людей под солнцем только усиливает понимание тщетности многих потуг человека. Нищий духом ясно видит: что бы он ни предпринимал, во всем он ограничен, путь его наполнен фатальными ошибками, и перед Богом он ничто. Конечно, Бог любит каждого человека как сына, но признание своей ничтожности перед Господом есть адекватное восприятие самого себя.

    И в этом адекватном видении и раскрывается способность человека увидеть свои несовершенства, исправление которых совместно с Богом становится актом соработничества на пути к счастливой вечности. Смирение помогает увидеть Создателя. Затемненный духовный взор внезапно раскрывается, Господь становится как бы чуточку ближе, хотя телесным зрением Его и не увидишь.

    Счастье против правил

    Светлейшие умы человечества, от царя Давида до Исаака Ньютона, признавали свою ограниченность в сравнении с величием Божьим. Не это ли стало залогом их выдающихся достижений в истории? Не честолюбие толкало их на поиски ответов, а восхищение открывающимися масштабами Бога. А вот убежденный в своем превосходстве человек напоминает безумца или неразумного младенца, уверенного, что лучше, умнее и сообразительнее других людей.

    нищие духом

    Смирение возводит людей на объективное восприятие самих себя. Таким образом, розовые очки спадают, а иллюзии в отношении своего места в мире развеиваются. Но это не тягостная перемена, а, наоборот, при осознании своей тотальной слабости перед Богом, возможность почувствовать любовь и доброту Создателя. Через признание «нищеты духовной» невидимо открывается аромат того самого блаженства, о котором говорит Христос. Это ощущение Небесного Царства.

    Господь призывал верующих в Него научиться быть «кроткими и смиренными сердцем» (Мф. 11:19), как и Он Сам. Бог открыл секрет, как увидеть иную духовную реальность уже здесь, в мире, где все, что доступно глазу, имеет только материальную форму. Поразительно, но счастье вечности заключено в не торжестве личного эгоизма, попрании прав и свобод ближнего, кичливой самоуверенности и самоутверждении через увеличении дохода. Осознание ничтожности всех сокровищ мира и понимание своего недостоинства перед Богом позволяет встать на первую ступень лестницы, ведущей в Царство вечного блаженства.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *