• 11 сентября — Всероссийский День трезвости. Этот праздник был учрежден в 1913 году по инициативе служителей Православной Церкви. Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.

    О том, что такое алкогольная и наркозависимость с духовной точки зрения и методах борьбы с ней рассказывает руководитель центра социальной адаптации Благотворительного фонда св. прав. Иоанна Кронштадтского Кирилл Ахмедов.

    «А от дерева познания добра и зла не ешь от него,

    ибо в день, в который ты вкусишь от него,

    смертью умрешь» (Быт. 2; 17 )

    Кирилл Ахмедов

    О взаимосвязи душевных и телесных недугов человек узнает еще с первых страниц Библии. Как неложно обещал Господь, когда первый человек вкусил от дерева познания, он умер. Но смерть настигла сначала не его тленную плоть (она подверглась ей спустя 930 лет после сотворения), а неуничтожимую душу. Таким образом, за духовным повреждением последовало и разрушение плоти. Здесь можно провести параллели с таким явлением в медицине и психологии, как психосоматика – влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических(телесных) заболеваний.

     

    Наркомания: грех и болезнь

    Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, и не только губительно для здоровья, но и греховно. Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что употребление психоактивных средств может иметь для его жизни трагические последствия, прежде всего, нарушение нормального функционирования организма, развитие неизлечимой болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Таким образом, употребление наркотика является осознанным волевым поступком, направленным на разрушение собственной природы. Как таковой он подлежит ответственности и является греховным деянием.

    Так что же толкает человека на такой очевидный путь саморазрушения?

    Нужно разобраться что такое употребление алкоголя или наркотиков? Это чаще всего уход от эмоциональной боли и получение расслабления. Что становится в жизни человеческой причиной этой эмоциональной боли. Это те обстоятельства, которые необходимы человеку для того чтобы он покинул свою зону комфорта и стал сильнее, мудрее, адаптированное к жизни. Ведь все обстоятельства, встречающиеся на жизненном пути (плохие они или хорошие, горе или радость, скорби или утешения) даются человеку не за что-то, а для чего-то. Для того, чтобы он был способен в дальнейшем преодолевать сложности подобного рода, умел мобилизовать свои ресурсы для достижения целей и в ту же очередь учился конструктивно выходить из стрессовых ситуаций. Но это требует концентрации усилий, умения проживать ситуации и завершать их. И именно тут я думаю можно ввести понятие слова Грех (греч. – мимо).

    Грех – это попытка обойти другой дорогой единственно верный путь: приглушить чувства тревожности, обезболить чувства стыда или вины, одним моментом снять внутреннее напряжение.

    Таким образом, такой грех, как химическая зависимость, не только не дает человеку развиваться и самосовершенствоваться (а главная цель Христианина – Обожение или достижение человеком абсолютных качеств Творца), но и посредством формирующегося зависимого поведения повреждает базовые сферы человеческой жизнедеятельности (СОЦИАЛЬНАЯ деградация, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ комплексы, сопутствующие хим. зависимости ЗАБОЛЕВАНИЯ, ДУХОВНОЕ повреждение).

    Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

    Употребление наркотиков хоть и греховно само по себе, но и неразрывно связано с грехом. Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает собственную жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится замыкающим звеном в цепочке преступного бизнеса.

    Наркомания является проявлением болезни не только отдельного человека, но также его семьи и общества в целом.            И здесь можно поговорить о том откуда же возникает то самое внутреннее напряжение, которое человек решает психоактивными веществами. В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка.

    Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. И поэтому именно в семьях могут существовать предпосылки становления зависимости.

    Статистически доказано, что лишь 22 % аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88 % отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания.

    Таким образом семьи по своему устроению делятся на 4 группы:

    1 группа: родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, ограничением от социальных контактов. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Такая модель создает условия для искусственной изоляции ребенка от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации.

    2 группа: характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители пытаются компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Такая модель приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества.

    3 группа: обусловлена репрессивным стилем семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ проявляется в беспрекословном подчинении ребёнка. В результате ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях.

    4 группа: характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром. Не это ли принцип – наиболее конструктивен. Не это ли отношения Родителя к своему чаду по принципу Синергии – содействия Божественной благодати и свободной человеческой воли.

    Исходя из этих моделей можно понять, как воспитание ребенка в несоответствии с Христианскими идеями может травмировать личность, и эти травмы будут отзываться эмоциональной болью – что, в свою очередь, может стать предпосылкой того, что человек начнет решать эту проблему химическим путем.

    В завершении хочется прочитать слова Великого Русского учёного-Петра Францевича Лесгафта:

    “Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относится к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности”.

    Церковь всегда боролась с пороком греха и не исключение для Нее такое явление как наркотическая зависимость. Что же может предложить Церковь в противовес нарастающей наркоугрозе.

    КОНЦЕПЦИЯ Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

     С состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

    Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость

    Потребитель наркотиков — это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Наркопотребитель, как и любой другой человек, способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих.

    Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не поможет страждущему, если тот отказывается принять помощь и имеет намерение продолжать употребление наркотиков. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником своего выздоровления, принять решение на реабилитацию, быть готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости.

    Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

    Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса.

    Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации наркологических больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности по реабилитации делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех.

     

    Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

    Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстоятеля.         Отношения между терапевтической командой и воспитанниками строятся на принципе Синергии. Ведь именно он гласит о том, что Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свое падшее естество. Он не может произвольно победить «вторую» страстную природу и заменить ее новой. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни».

    Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины.

    Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни для сторонних наблюдателей, является любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми.

    Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют — понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.

    Наркотическая зависимость представляет собой сочетание греховной страсти и тяжелого заболевания. Учителя духовной жизни, православные монахи аскеты показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, ее действий, оправданий, ее малопонятных проявлений, обладая пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Для того чтобы помочь наркозависимому человеку, необходимо также понимать его проблемы, связанные с зависимостью, как с болезнью, на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях.

     

    Доклад на 7-й Международной конференции Православных психотерапевтов,
    октябрь 2016 г.

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *